Митиров А.Г. Ойраты-калмыки: века и поколения. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. - 384 с.: ил..
ОЙРАТЫ
"Сокровенное сказание монголов" подробно описывает присоединение ойратов к монголам. "В год Зайца (1207) Джочи — старший сын Чингис-хана, был отправлен с войском Правой руки на Лесной народ. Бука был их проводником. Ойратский Кудука-беки прибыл с миром впереди тумена ойратов и, став проводником Джочи, довел его до Шикшита. Когда Джочи, покорив племена ойрад, бурият, баркун, урсут, кабканас, канкас и тубас, приблизился к тумену киркис, киркисские нойоны Эди, Инал, Алдиер в знак покорности преподнесли Джочи белых кречетов, белых коней и черных соболей. Покорив народ от Балджики сюда: Шибир, Кеедиин, Баит, Тукас, Тенглек, Тоелес, Тас, — Джочи привел нойонов туменов и тысяч киркисов и лесного народа и представил Чингис-хану с белыми кречетами, белыми конями и черными соболями. За то, что ойрадский Кудука-беки ранее всех привел к покорности тумен ойрадов, хан выдал за его сына Иналчи дочь Чечекен. За брата Иналчи — Торелчи выдал дочь Джочи — Холуйкан. Алака-беки была выдана за Онкута. Жалуя Джочи, Чингис-хан сказал: "Ты старший из моих сыновей, хорошо начал и завершил славный путь, не потеряв и не замучив ни мужей, ни коней и покорил счастливый Лесной народ! Дарю его тебе!" Таким образом ойраты вместе с другими лесными народами были отданы в ведение Джочи. Нужно заметить, хотя ойраты перечисляются в ряду других лесных народов, они представляли из себя достаточно крупное племя во главе со своим вождем. То, что Кутука-беки привел целый тумен ойратов, говорит о численности не только одного племени, а о конфедерации племен и их ответвлений, объединенных под общим именем ойратов. Рашид-ад-Дин ясно говорил об этом: "Юртом и местопребыванием этих ойратских племен было Восьмиречье", которую называют Кэм, которая впадала в реку Анкара-мурэн. Имена восьми рек были таковы: Кок-мурэн, Он-мурэн, Кара-усун, Сонби-тун, Укри-мурэн, Акар-мурэн, Джурчэ-мурэн и Чаган-мурэн. "Ойраты всегда имели государя и вождя". Добровольный приход Кутука-беки высоко оценил Чингис-хан. Этот акт доброй воли позволил породниться Дому Чингис-хана и семье Кутука-беки. Кроме сообщенного выше, еще одну дочь Кутука-беки по имени Огул-Каймиш взял за себя Менгу-хан. Говорят, хотя "она была снохой Хубилай-хана и Хулагу-хана, она всегда называла их сыновьями, а они оказывали ей полный почет". Это говорит о высочайшем ее положении при Дворе Великого Завоевателя и его потомков. В результате заключения браков между сыновьями, дочерьми и потомками Чингис-хана и Кутука-беки, образовалась целая династия, из которой трудно выделить прямых потомков того или другого Дома. Например, от сына ойратского Кутука-беки — Торелчи-гургэна (курген) и дочери Чингис-хана Чечекен родились три сына: одного звали Бука-Тимур, другого — Буртоа, третьего — Барс-Бука. У Торелчи - кургена были и дочери. Одна была выдана замуж за Арик-Бука, стала его старшей женой, и он очень любил ее. Другая дочь — Уркене-хатун была замужем за Кара-Хулагу — внуком Чагатая, он чрезвычайно любил ее и называл Уркене-бер, т. е. невестка. Она долгое время управляла улусом Чагатая. Три сына Торелчи-кургена имели детей: Бука-Тимур — сына по имени Джунэн, женой которого стала дочь Арик-Бука по имени Кумуган. Он имел также двух дочерей, одна из них — Улджей - хатун была женой Хулагу-хана, а другую отдали за Тукана "из славного рода Бату, от нее происходил Менгу-Тимур". Рашид-ад-Дин дал и другую версию (которую считал более правильной), что Бука-Тимур имел четырех сестер: "одна — Кубак-хатун, первая жена Хулагу-хана, мать Джумкура; другая — Уркене-Хатун, мать Мубарак-шаха, третья — мать Менгу-Тимура, государя Батыева улуса, четвертая — Улджай, жена Хулагу-хана". Буртоа Чингис-хан дал девушку из своего рода, он поэтому считался курген — зятем. Он имел двух сыновей, которые состояли при Хубилай-хане. У Барс-Буки также было двое сыновей: Улуг и Беклемиш, оба они состояли тоже при Хубилай-хане. Другому сыну Кутука-беки — Иналчи — Бату дал одну из своих сестер по имени Кулуй-Икачи. От нее родился сын по имени Улду, у которого было два сына Никтей и Аку-Тимур, они "начальствовали над четырьмя тысячами войск джалаиров". "Из числа эмировгургэнов, которые имели родство с Кутука-беки, предводителем племени ойратов был некто Тенгиз-гургэн, которому Гуюк-хан дал в жены дочь, и он стал ему зятем". Это замечание интересно тем, что великие общемонгольские ханы считали престижным заключение родства с ойратским Кутука-беки. Так, дочь Хулагу-хана отдали за Тенгиз-гургэна. "Тарки-гургэн был сыном Джакыр-гургена, а Джакыр-гургэн был сыном Бука-Тимура. Он и его сын Тарки-гургэн были эмирами тысяч ойратов. Тарки имел женою дочь Хулагу-хана — Менгу-Лукан. Старшая жена Аргун-хана — Кутлуг-хатун была дочерью Тенгиз-гургэна. Одна из внучек также была женой Бука-Тимура и сестрою Джакыр-гургэна". "У нее еще была дочь по имени Ургудан; ее отдали в жены сыну Сунджак-аки, Шади"; другая дочь стала женой Менгу-Тимура. Рашид-ад-Дин еще заметил, что "в Иране и Туране было и есть множество людей из числа эмиров ойратского племени, однако, неизвестно, кто какой ветви, только они между собою знают свое происхождение". Из ойратов был эмиром некто Аргун-ака в государстве Хулагуидов. Раньше он был воспитателем — дядькой Угедей-хана. "Так как он был расторопным, то постепенно становился большим и уважаемым человеком, пока не достиг правления и баскакства над страной Иран. Его сыновья: Кирай-Мелик, Таряджи, Ноуруз, Лекзи, Хаджи, Йол-Кутлуг, Булдук и Ойратай; а внуки его: Курак и много других, кроме него. Также он имел много дочерей. Некоторых из них он дал в жены государям и эмирам. Его сыновья Ноуруз и Лекзи в качестве зятьев взяли девушек рода Чингис-хана". Как видим, потомки ойратского Кутука-беки все были зятьями-курген роду Чингис-хана, а сыновья и внуки Чингис-хана, великие монгольские ханы, были зятьями-кургенами ойратских нойонов. Нужно иметь в виду и то обстоятельство, что Рашид-ад-Дин в своих сообщениях опирался на те связи, которые были известны в государстве Хулагуидов, поэтому надо полагать, что такие же связи идут в Империи Хубилай-хана — в Китае, и в Золотой Орде — у Бату-хана. О том, что ойратов было много и они оказались в разных концах необъятной Империи, говорит то, что один только Аку-Тимур командовал в Иране четырьмя тысячами ойратов. Многие историки относят ойратов к лесным племенам. Рашид-ад-Дин раньше всех дал ясное определение этим различиям в характеристике. Он писал: "Монголы из лесного племени многочисленны, а людей посторонних они своим разнообразием вводили в заблуждение, потому что всякое племя, у которого юрты были расположены по лесистым местам, называли лесным племенем. Таким образом, племя тайджиут было лесным вследствие того, что их стоянки были между страною монголов, киргизов и баргутов". И поэтому "некоторые из братьев и дядьев Чингис-хана относились к лесному племени... Короче говоря, лесных племен — множество, потому что из одной племенной отрасли у одного брата юрт был вблизи леса, а у другого — на равнине, происшедшие же от них племена получили два имени". Существовало также "много различий между одним лесным племенем и другим, потому что от леса до леса бывает расстояние в месяц пути, в два месяца или в десять дней". То есть одно и то же племя или род могли иметь своим местопребыванием и лесистую местность, и равнину и от этого получали разные названия: одна часть могла называться лесным племенем, а другая — равнинным или степным племенем. О языке ойратов Рашид-ад-Дин писал, что "несмотря на то, что их язык монгольский, он все же имеет небольшую разницу от языка других монгольских племен". Из обзора места кочевий монгольских племен видно, что ойраты имели местопребывание не только в Восьмиречье — у истоков Енисея, но и по Селенге, кочевали с другими племенами на Баргуджин-Токуме и т. д. Обращает на себя внимание титул беки у ойратского Кутука-беки. Академик Б. Я. Владимирцов специально разбирал термины, обозначающие родство, старшинство в роду, такие как курген — зять, багатур — богатырь, сецен — мудрый и т. д. При этом он заметил, что термин эбуген обозначает предка рода, пользовавшегося в роду особыми правами и был связан с родовым культом предков; а термин отчигин, относящийся к младшему сыну, был связан с культом хранителя домашнего очага или эзена — владыки, хозяина. Чингис-хан, сделавшись императором, награждая сподвижников, говорил старику Усуню, что "Беки есть чин важный... Тебе следует быть Беки, будучи Беки, езди на белой лошади, одевайся в белое платье и в обществе садись на высшее место". Поэтому титул беки носили старшие представители родов, например, меркидский Токтоа-беки, его старший сын Тогус-беки, Хучар-беки; кереитский Билче-беки и ойратский Кутука-беки. Сопоставляя титулы и звания предводителей племен, Б. Я. Владимирцов пришел к заключению, что слово "беки" обозначало "первосвященника", в шаманском значении этого слова "волхва-предводителя". При этом он обратил внимание на то, что этот титул носили предводители "лесных" народов и в том числе ойратов, среди которых шаманство было особенно сильно развито. Говоря о бытовании родового культа у древних монголов как об очень важном проявлении родового строя, он привел в пример то, что "у некоторых современных монгольских племен, например, у племени баит, одного из ойратских поколений, проживающего в Кобдосском округе северо-западной Монголии, сохранился обычай почитания старшего в роде, которого они величают "буурал аава" — "седой отец". До сих пор мы говорили об истории ойратов и их места среди других монгольских племен в эпоху Чингис-хана и существования Монгольской империи. При переходе к изложению непосредственно сведений об ойратах и их потомках — калмыках встает вопрос об ойратском союзе, его составе, истории и предводителях отдельных племен. В "Алтан Тобчи" написано, что у Борджигидай-Мергена было два сына. Старшим был Дува Сохор. "Сыновьями Дува Сохора были Донай, Догшин, Эмнег и Эрхэг. Потомки этих четырех есть среди Дорбэн ойратов". В "Эрдэнийн тобчи" сообщается, что эти четыре сына Дува Сохора "стали родоначальниками четырех ой¬ратских родов: огэлэд, багатуд, хойт и кэргуд. Дорбен ойрат — буквально: "Четыре ойрата" — "Четыре тумена или отока ойратов". Б. Я. Владимирцов, хорошо разобравший этот вопрос, писал, что "так называемый "Ойратский союз", о котором много говорят европейские ориенталисты, на самом деле никогда не существовал. По-видимому, представление об ойратском союзе появилось под влиянием не совсем правильного понимания слова ойрат, как "близкие", значит и "союзники". Из того факта, что существовало название Дорбен Ойрад— "Четыре Ойратов", никак нельзя делать вывод о том, что был союз ойратский. Название Дорбен Ойрад — "Четыре Ойратов" происходило и жило совершенно так же, как многие другие подобные же прозвания монгольских племен, например, арбан хояр тумед, найман цахар, дочин монгол — "двенадцать туметов, восемь чахаров, сорок монголов..." и т. п. Числа в данном случае обозначали или количество отоков, или же туменов. Название Дорбен Ойрад происходит от того же самого, оно обозначает "четыре (тумена) ойратов". Не следует забывать также того, что числовое обозначение отоков и туменов с течением времени могло перестать соответствовать действительности, и у нас в распоряжении много примеров, свидетельствующих то, как старые названия с числовыми показателями отоков или туменов жили даже тогда, когда всем было ясно и очевидно несоответствие с действительностью. Возьмем название Дочин Монгол; все хорошо знали, что сорока туменов монгольских давно уже не существует, тем не менее название продолжало употребляться. То же самое произошло и с названием Дорбен Ойрад, с той только разницей, что, с течением времени, ойратов стало гораздо больше, чем в век Чингис-хана и Юаньской династии. И вот некоторые восточные авторы стараются произвести разные комбинации, чтобы непременно получить цифру четыре, а европейские писатели обсуждают вопрос о том, кто же, собственно, входил в "союз четырех". В действительности же ойраты также, как и восточные монголы, представляли собой конгломерат различных племен (улус) туменов и отоков, образовавших феодальные владения". К мнению Б. Я. Владимирцова присоединился И. Я. Златкин, автор монографии "История Джунгарского ханства". Среди противоречивых высказываний выделяется утверждение Г. Е. Грумм-Гржимайло, который писал, что ойрат — это одно племя, жившее во времена Чингис-хана, но объединившееся с дэрбэнами или дэрбэтами. По его мнению, из этого Дома выделилось Левое крыло под названием Джунгар. В одном из своих писем В. Л. Котвичу он писал: "Я убежден, что ойраты — отдельное племя, прямое тому доказательство вижу в том, что главную массу монголов Хулагу составляли ойраты. Арабские писатели везде говорят "ойрат". Ойраты поселены были в Месопотамии. Часть перешла в Египет, где приняла мусульманство". Вместе с тем ученый говорил, что Хулагу увел не всех ойратов, а остались джунгары, и в другом письме он повторил, что "имя джунгар сменило имя ойрат... Восточные писатели, сообщавшие о последних днях династии Хулагидов, очень часто писали Монгол, когда имели в виду ойратов, поселенных в бывшем Багдадском халифате". Он также говорил, что "ойраты отличались настолько своей многочисленностью, что их имя одно время покрыло имена других монгольских племен Западной Монголии". К этому мнению близко сообщение П. С. Палласа о том, что монголы как единый народ делились на собственно монголов и дэрбэн-ойратов. Комментируя высказывания Г. Е. Грумм-Гржимайло, И. Я. Златкин писал, что он стремился выяснить не причины образования Ойратского союза в конце XIV века, а то, "что внесла в Союз изменившаяся обстановка, которая сложилась в Монголии после изгнания монгольских завоевателей из Китая"; важнейшей особенностью, по его мнению, было "обострение борьбы между восточными и западными монголами, вдохнувшее новую жизнь в Ойратский Союз". Это обострение борьбы за гегемонию в Центральной Монголии отмечали все исследователи, оно достигло своего наивысшего апогея в середине XV века. Одно из таких сражений интересно тем, что здесь описан поединок богатырей с обеих сторон. В "Алтан Тобчи" это описывается так: "Обе армии выстроились на просторном месте. Из монгольского строя вышел Шиошитэй-батур, из ойратского — Хуйлчин-батур. Обоим было по двадцать восемь лет. Каждый из них назвал свое имя и заявил: "Сразу сдавайся. Спасу тебе жизнь!" Но Хуйлчин-батур рассердился и, приготовив лук и стрелу и ускорив бег коня, выстрелил. Стрела, пробив панцирь, задела Шиошитэя, который, также придя в ярость, воскликнул: "В великом государстве люди перестают признавать родство. Пусть решат успех сражения мой буланый конь и мой острый меч футлярный". Сказав так, он подстегнул коня, вынул меч и, быстро подъехав, словно прилетел, не приняв предложение Хууйилчина о мире, отрубил ему голову, которая оторвалась от тела, подобно срезанной тыкве". Д. Покотилов в "Истории восточных монголов" результат этого поединка богатырей передал наоборот, т. е. по другой версии победил ойратский богатырь. Дело, конечно, не в результате, легенда есть легенда, а в том, что она говорит о бытовании рыцарских поединков в начале сражений, которые вошли в историю и культуру народов. Каковы бы ни были споры об Ойратском союзе, но остается факт его существования. Вопрос в том, из каких племен состоял Союз в разные периоды его истории, действительно ли он состоял из четырех племен или их было больше или меньше. По этой проблеме существует несколько мнений достаточно авторитетных ученых и солидных исторических источников. О начале выхода ойратов на историческую арену писал отец Иакинф. Последний император Китая из потомков Великого Хубилая — Тогон-Темур вернулся в Монголию в 1367 году. Но после этого в течение нескольких десятилетий продолжались пограничные столкновения. Монгольские князья разделились на несколько враждующих партий в борьбе за престол. Одну из сильных партий возглавил Элютэй, который здесь назван монгольским князем. А с другой стороны — в Джунгарии находились "три сильные поколения: Чорос, Хошот и Торгот, которые, действуя порознь, не могли противостоять Элютэю", и чтобы соперничать с политическими противниками, они объединились под названием ойрат и чоросского князя Махмуда, которого, как старшего между ними, объявили главою этого союза. "Таково было происхождение титула ойратов,— писал Иакинф,— которым джунгарские монголы гордились более трех веков с половиною". Последнее замечание, что это джунгарские монголы, разрешило противоречие, состоящее в том, что историк под "джунгарскими монголами" имеете в виду тех же ойратов. Значит и Элютэй не собственно монгольский князь, а ойратский, но, с другой стороны, названные племена объединились вокруг Махмуда. Из объяснения к тексту выяснилось, что Элютэй в Монголии был столь славен и всемогущ, что по его имени его поколение — род стали называть элютами, которые прежде кочевали частью в Джунгарии, в Кобдо и по реке Селенге, значит, это были остатки древних ойратов времен Чингис-хана и Кутука-беки ойратского. В 1437 году сын Махмуда — Тогон-тайши разбил Элютэя, а его народ присоединил к своему владению. Оказалось, что элюты были столь многочисленны, что, по присоединении их к ойратам, их всех стали называть джунгарскими элютами. "Таким образом,— заканчивает о. Иакинф,— Западные монголы или Калмыки по стране называются Джун-гарами, по народности Джунгарскими Элютами, по поколениям именами Поколений, по родам именами Родов, по союзу Ойратами". Еще Махмуд вынашивал идею великого похода на Китай, но тогда он не получил поддержки со стороны других князей, его дело продолжил Тогон, особенно после победы над Элютэем. Но он вскоре умер. Его сын Эсэнь "привел в исполнение замыслы своего отца и деда". В 1449 году Эсэнь двинул свои войска к Великой стене, заняв обширную долину Калгана. Китай противопоставил полумиллионную армию. Силы Эсэня были не меньше. Сорокатысячный китайский разведывательный корпус был изрублен полностью. Тогда Китай предложил мир, но Эсэнь не принял предложения. Китайцы хотели отступить. Эсэнь двинул войска, и началось сражение, равного которому не было в истории взаимоотношений ойратов с Китаем. "С китайской стороны не осталось в живых ни одного министра, ни одного полководца, ратники потонули в своей крови". Император Китая, опознанный только по одежде, с одним офицером был взят в плен. Эсэнь с войском подошел к стенам Пекина, и здесь, стоя на пороге столицы великой империи с пленным императором, он проявил нерешительность, ограничившись выгодным миром, и вернулся к себе в степь. И хотя в это время "Эсэнь стоял на высочайшей степени могущества", в результате дворцовых интриг, он все же был убит одним из своих вассалов в 1455 году. Отец Иакинф писал, что со смертью Эсэня "умерло, можно сказать, могущество ойратов и кончился первый, хотя и краткий, но блистательный период Джунгарского Ойратства". Последующий период истории ойратов протяженностью в 150 лет покрыт завесой неизвестности. До нас дошли лишь отрывочные сведения и имена некоторых нойонов. О происхождении названия Четыре Ойрата Иакинф говорил следующее: потомок Эсэня, по имени Боро-Нахал, получил особливый удел под названием Дурбот. До этого калмыцкие владетели назывались просто ойратами, а название Четырех Ойратов (Дурбэн Ойрат) приняли уже по основании Дурботского Дома, потому что самый союз их состоял из четырех поколений: Чорос, Дурбот, Торгот и Хошот. Батур-Убаши Тюмень повторил этот состав, заменив имя Чорос именем Хойт. Эмчи Габан-Шараб дал список, отличный от них; он писал, что "Дербен - Ойрат состояли: первые ёлёды, вторые — род хойды и батуды, третьи — баргу бурады, четвертые — дербеты, зюнгары, хошоуты и торгоуты". Современник Эмчи Габан-Шараба — Василий Бакунин определенно писал, что ойраты "разделялись между собой на четыре части и назывались: 1. Хошоут; 2. Баргу-Бурат; 3. Зенгор; 4. Торгоут". Интересно, что в списке В. Бакунина отсутствует Дербет. Такое же распределение состава ойратов мы встречаем и у других историков, которые должны были достаточно хорошо знать этнический состав ойратов. Ю. Лыткин, переводчик работ Габан-Шараба и Батур-Убуши Тюменя, оставил обширные "Калмыцкие записки", хранящиеся в Архиве Востоковедов. Первая часть рукописи называется "Происхождение калмыцкого народа". В ней ученый дает материалы легендарного характера о происхождении каждой ветви ойратского союза. Он писал, что название "Дербен-Ойрат или элет произошло гораздо раньше Чингис-хана и в него входили Элет, Хойт, Тюмут или Тюмет и Баргу-Бурят". Монгольская историческая летопись XVII века "Шара Туджи" по этому вопросу сообщает, что "так называемые Дурбэн-Ойрат — Харият, один из них Огулэт, ставший теперь народом под именем Сархис. Один из них Хошут, Торгут, Джунгар и Дэрбэт, четверо, соединившихся в одно. Один из них Барагу, Багатут, Хойт — вот четыре тумена Ойратов". Другая монгольская историческая хро¬ника Лубсан Данзана "Алтан тобчи" говорит, что к Тогон-тайши прибыли ойраты, "огэлэты, багатуты и хойты — все четыре тумэна". В эту разноголосицу мнений свое внес и академик П. С. Паллас. Он представлял Дербен-ойратов как одну ветвь единого монгольского народа и писал, что они "разделились на четыре поколения: Оёлёт, Хойт, Тиммур и Бага-Бират именуемые. Из оных Оёлёт есть та отрасль, которая в западной Азии и Европе под именем калмык известны... Оёлёт, или калмыки..., как многочисленный народ делится на четыре отрасли, именуемые хошот, дербет, зоонгар и торгот, которые по отделении их от монголов под властью разных князей состояли". Свое мнение высказал и бывший главный попечитель калмыцкого народа К. И. Костенков. Он считал, что племена чорос, хойт и хошот образовали союз под названием ойратского, "впоследствии к нему присоединилось еще одно монгольское племя торгоут, и союз этот стал известен под названием Дербен-ойратов". Интересно для нас то обстоятельство, что К. Костенков, оставивший детальное описание этнического состава дербетов, не включил их в состав ойратского союза. Но наиболее аргументированные объяснения по этническому составу ойратов привел профессор В. Л. Котвич в своих лекциях по истории монголов, хранящихся в Архиве Востоковедов. "О составе союза находили у ойратских историков сведения о том, что в него входили племена Oлoт, Хoд, Тюмюд, Баргу и Бурят. Из китайских источников более позднего времени находим: Хошуд, Дoрбoт, Зюнгар и Торгот". Проанализировав все имеющиеся сведения по данной проблеме, профессор предположил: "Состав Союза в разное время, видимо, менялся. К концу XVII века мы находим в Союзе все виды основных элементов: Торгуд, Дoрбoт и Хошуд и менее многочисленных Хoд, Зюнгар, Цорос". В. Л. Котвич также предполагал, что "организация Союза очевидно
возникла под влиянием угрозы со стороны Центральной Монголии, которая,
после потери Китая и западно-азиатских владений, пыталась завладеть
Западною Монголиею, т. е. ойратами... С этого момента (со второй половины
XVI века), — писал профессор,— ойраты объединились. Среди них появились
сильные, решительные люди, ставшие во главе отдельных племен: Все эти руководители жили довольно продолжительно и всей своей деятельностью определили дальнейшую судьбу своих народов",— закончил ученый. Профессор В. Л. Котвич внес определенную ясность в достаточно запутанный вопрос об ойратском союзе и вывел эту проблему из тупика — запутанности и туманных рассуждений предшественников. Здесь остается один очень интересный вопрос о баргу-бурятах, которых
многие называют в составе ойратов, в их числе В. Бакунин, П. С. Паллас,
Эмчи Габан-Шараб, Ю. Лыткин и даже сам В. Л. Котвич. Вариантов мифов записано много, в них говорится о Баргу-батуре, Буха-баторе или Буха-нойоне — прародителе бурят. Во многих вариантах мифов говорится, что у Буха-нойона было два сына — Бурядай и Хоридой, в некоторых появляется третий сын Олютей или даже Ойрат, а в последних вариантах три сына так и зовутся: Бурядай, Монгол и Ойрат. Все существующие этногенетические мифы бурят подверг научному анализу исследователь истории бурят Г. Н. Румянцев. В одном варианте мифа говорится, что шаманка Асухан с берега Байкала родила от быка Бурядая и Хоридоя. Другая редакция мифа о Хоридое связывает происхождение хоринских родов с эхирит-булагатами. Эта редакция имеет несколько версий, общей идеей которых является общность происхождения трех главнейших бурятских племен, а иногда и олетов (ойратов). По одной из версий, Баргу-батур разделил свои владения между тремя сыновьями — Олидаем, Бурядаем и Хоридоем. Старшему сыну Олидаю он отдал свои западные владения. Олидай поселился в степи Гоби и стал родоначальником олюдов (т. е. олетов или ойратов). По другой версии Барга-батур имел трех сыновей. Старшего звали Илюдэр-Тургэн, среднего — Гур-Бурят, младшего — Хоридай-Мэргэн. При передвижении бурят от Тобольска на восток, рассказывается в кудинском варианте, старший сын Илюдэр-Тургэн остался на месте. От него произошли нынешние ойраты, переселившиеся на Волгу. Незначительная часть потомков Илюдэр-Тургэна переселилась на восток. Некоторые роды бурят, обитающие в районе Балаганска, как например, зюнгары и икинаты, считают себя ойратами, по-бурятски — олёд или сэгэнут. По версии Заяканова, буряты с давних лет жили по реке Тобол и ее притокам, в местности, называвшейся Хухэ Мондерго Эса. Эта сторона в то время находилась под властью монголов. Предок бурят Барга-батур был предводителем войска Тогон-Темур-хана. Он имел трех сыновей. Старшего звали Илют-Торгут, второго — Бурят-Гур и третьего Хоредай-тайжи. Знаток генеалогических мифов, преданий, родословных бурятских родов и отдельных семей Г. Н. Румянцев изложил еще одну версию легенд: Баргубатур жил на реке Аму-Дарья. После службы у Тогон-Темур-хана имел трех сыновей. Старший Илюта-Тургут, средний Буридай и младший Хоридай. После Тогон-Темура в Монголии началась война. Баргу-батур отказался от службы, выехал с Аму-Дарьи с сыновьями и явился к озеру Балхаш. Старшего сына Илют-Тургута послал к Каспийскому морю. От него пошли калмыки. В другом своем исследовании о Баргузинских летописях Г. Н. Румянцев отмечал, что "В истории народа Хори-бурят", сочиненной Шираб-Нимбо Хобитуевым, зайсангом хоринского рода галзут, написано, что Баргу-багатур, предок родов эхирит и булагат, размножившихся от Бурята, и торгутов (калмыков) и других, размножившихся от Илюдер-Мергена, жил в Баргузине. Баргу-багатур в древности жил близ реки Тобол. Из трех своих сыновей старшего, по имени Илюдэр-Мэрген, он оставил там. От него произошли торгуты (калмыки), от Гур-Бурята пошли эхириты и булагаты, от Хоридай-Мэргена произошли хори. "Таким образом, — писал исследователь,— одиннадцать хоринских родов, эхиритские и булагатские роды, по-видимому, являются народом, имею¬щим общее происхождение с четырьмя ойратскими туменами". Баргузинские буряты в своих исторических преданиях говорили: "Мы с бурятами северо-западного берега моря являемся братьями монголо-олетскому народу левого крыла (джунгары)". И действительно, названия родов у иркутских бурят с северо-западных берегов моря, у баргузинских бурят и у древних олетских сходны. Например, бурат, ихирит, булгат, галзут и другие, перечисленные у о. Иакинфа. Такие же этногенетические легенды, подчеркивающие родство бурят с олетами, в XVIII веке были записаны Г. Ф. Миллером. Идея всех вариантов этих легенд-мифов о Барга-батуре, Монголе, Буряте-Олете, Буряте и т. д. заключается в подчеркивании кровного этнического родства монгольских, ойратских и бурятских племен. В них отразились отзвуки далекого прошлого — времен совместного кочевания, последующих исторических событий и откочевки других на далекие территории. Как писал Г. Н. Румянцев, одним из ближайших соседей бурят в древности и в средневековье были ойраты. Буряты входили в состав ойратов в XII веке. "В XV—XVII веках некоторые бурятские племена, особенно западные, по-видимому, если не входили в состав ойратского объединения племен, то во всяком случае поддерживали с ними тесные отношения. И легенда о Барга-Батуре как раз является воспоминанием о былых связях западных бурят с ойратами". Современник Г. Ф. Миллера — Г. Фишер говорил: "Буряты происходят от древних монголов, но,— подчеркнул он,— они сами себя причитают более к калмыкам, нежели к монголам". |
||
<Предыдущая>
<Содержание>
<Следующая> |