Митиров А.Г. Ойраты-калмыки: века и поколения. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. - 384 с.: ил..В результате собственного исследования калмыков в 1862 году он привел следующие цифры:
На 1 января 1868 года числилось калмыков по улусам:
К. Костенков, кроме двух книг и материалов Кумо-Манычской экспедиции, оставил очень ценные материалы по истории и этнографии калмыцкого народа. И особенно ценной из них является Объяснительная записка о составе и образовании калмыцких народов и аймаков". В этой записке он писал: "В составленном мною проекте Положения об управлении калмыцким народом, указано на необходимость уничтожить по возможности раздробление калмыков на аймаки, оставив деление их на роды, как правильное, соответствующее народным обычаям и преданиям и более удобное для административного управления и общественного устройства. В этих видах введены мною в проектированное "Положение" соответственные статьи; для объяснения же правильности и необходимости этой меры, указываются в предлагаемой записке те исторические факты, которые служат основанием для предположенного общественного устройства калмыков". Далее он говорил, что калмыцкий народ состоит из трех главных родов: "Торгоутов, ныне улусы: Багацохуровский, Эркетеневский, Яндыковский, Икицохуровский, Харахусо-Эрдениевский; Дербетов — улусы: Малодербетовский и Большедербетовский; Хошутов — Хошоутовский улус. Каждое поколение подразделялось на роды. Два поколения: Торгоутов и Хошуты сохранили до настоящего времени прежнее свое родовое деление, за незначительными, впрочем, изменениями, так например, в Хошоутовском улусе есть роды: Цатанов и Керетов, принадлежавшие некогда к Торгоутовскому поколению, а в Икицохуровском (Торгоутов) находятся ныне роды: Хошоутов и Эркетенов. Это обстоятельство объясняется тем, что после бегства большей части калмыков из пределов России в 1771 году, было повелено высочайшим рескриптом 19 октября того же года раздать оставшимся в России нойонам-владельцам калмыков, бывших подвластных наместника ханства Убаши, в вознаграждение за уведенных от тех нойонов наместником Убашею принадлежавших им калмыков. Но несмотря на это присоединение посторонних родов, древний состав Торгоутов-ского поколения остался тот же, а именно роды: Барунов, Зюнев, Керетов, Цатанов и Зюнгаров и только в двух улусах: Хошоутовском и Харахусовском три рода: Цагалаев, Самтанакинов и Джам-банакинов, выделившиеся от других образовались уже в нынешнем столетии и носят названия последних своих нойонов и зайсан-гов, управлявших этими родами или, как правильнее было бы назвать, аймаками. Более значительные изменения в составе и дробление родов на мелкие аймаки претерпело поколение Дербетов. Это поколение заключало в себе некогда пять главных родов: Туктунов, Бурулов, Зюнев, Шабинеров и Абганеров, из числа их первые четыре прибыли из Зюнгарии, а последний образовался уже в России, в начале прошедшего столетия. В силу существовавшего некогда обычая, нойоны-владельцы имели право отделения из подвластных им родов некоторой части калмыков, передавая их в управление близкому родственнику или даже простолюдину за особенные услуги нойону и возводя его при этом в звание зайсанга с правом передачи по наследству предоставленных его управлению калмыков или без этого права. Таким образом стали образовываться аймаки, получившие названия родов от имени своего зайсанга. Управлявшие этими родами (аймаками) зайсанги дробили их, в свою очередь, между своими детьми, вследствие чего количество аймаков увеличивалось весьма быстро. Конец этому был положен законоположением об Управлении калмыцким народом 24 ноября 1834 года... Хотя этот существовавший некогда обычай и был отменен правительством, но тем не менее каждый из вышеупомянутых главных пяти родов Дербетовского поколения, оказался уже раздробленным на мелкие аймаки, которые в начале нынешнего столетия, во время предпринятых преобразований по Управлению Калмыцким народом, стали уже именоваться отдельными родами, получая свое название преимущественно по имени управлявших ими зайсангов или по другим нарицательным названиям. К примеру, Талтанкинов, Хара-Толганкинов, Мандженкинов и т. п. роды получили свои названия от зайсангов: Талтая, Хара-Толги, Манджи и других. Образование родов Шошолданкинов, Каджинкинов и Ноостанкинов относятся к весьма недавнему времени (до издания Положения 1834 года и получили названия от имен отцов тех зайсангов, которые управляют ими в настоящее время и, наконец, в последнее уже время явился род Мулланкинов, получивший свое название от имени зайсанга Муллы — этот род лет пять тому назад назывался Борсогутов. Присвоение родами этих частных названий не изменяет, впрочем, состава главных родов, так как каждый частный род или, вернее сказать, аймак постоянно прибавляет себе название главного рода, так например, Туктунов-Сарланки-нов, Бурул-Шудючинеров, Зюн-Хашханеров, Абганер-Асматов, т. е. частное название родов, служит как бы пояснением или определением каждого аймака в главном роде — эти аймаки выделялись один из другого; так между потомством зайсанга Талтая образовалось уже три аймака: Ноинты, т.е. Ноинта-Талтанкинов аймак и два Шошолды, Шошолды-Талтанкиновы аймаки. Такое же выделение аймаков представляют и другие улусы, так например: в Багацохуровском и Икицохуровском улусе образовалось до десяти и более аймаков, отдельных от главных родов, стою только разницею, что Торгоуты не давали подобно Дербетам частных названий выделившимся аймакам, а оставляли их с одним общим названием главного рода". Конечно, К. Костенков не был историком-этнографом, профессиональным исследователем, поэтому некоторые вопросы, затронутые им, не соответствуют тем этническим процессам, происходившим в калмыцких улусах. Но он сумел уловить основные моменты и зафиксировать их в своих Записках. Кроме того, попечитель оставил очень ценный "Список Калмыцким родам и аймакам", который мы приводим ниже:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
<Предыдущая>
<Содержание>
<Следующая>
|