Прозрителев
Г.Н. Военное прошлое нашихъ калмыкъ.- Ставрополь. Типографiя Губернскаго
Правления. 1912. Репринтное вопроизведение изд. 1912 года с комментариями
и иллюстрациями изд-ва «Эбелек» 1990. От издателяСпустя 88 лет после выхода в свет книги Г. Н. Прозрителева, давно ставшей раритетом, т. е. чрезвычайно редким изданием, сохранившимся в единицах экземпляров, она вновь возвращается к читателю массовым тиражом. Современная полиграфическая техника позволяет воспроизвести текст практически в том же виде, в каком он был набран неизвестными наборщиками в типографии г. Ставрополя в начале века. Можно считать случайностью тот факт, что и переиздается она в той же типографии, в которой - впервые вышла в свет. Но далеко не случайно внимание издателя к почти забытому историческому труду. Отечественная история как бы возвращается к нам из незаслуженной ссылки в архив в своем подлинном обличьи и интерес к ней наших современников возрастает. Издание 1912 года было иллюстрировано редкими снимками из жизни и быта степняков. Такими, как «Почтовый тракт в степи». У дороги — кибитка, рядом стоят люди в ожидании почтового экипажа. На другом снимке — группа разнаряженных всадников и подпись: «Калмыки едут на свадьбу». Ряд снимков посвящен калмыцкой школе в Большедербетовском улусе. Есть изображения архитектурных памятников в калмыцких кочевьях. Ценность фотографий в том, что на них зафиксированы уже не существующие достопримечательности. Воспроизведено в издании 1912 года походное калмыцкое знамя «Дайчин—Тенгр», вывезенное из далекой Джунгарии. В книге есть и словесное описание реликвии. К сожалению, в репринтном издании 1990 года не удалось качественно воспроизвести эти снимки. Выход подсказал историк-краевед И. В. Борисенко. Он подобрал из своей коллекции ряд фотоснимков и рисунков, тематически близких содержанию книги. Нам представляется такое дополнение удачным, потому что в распоряжении Г. Н. Прозрителева, очевидно, не было портрета героя Отечественной войны 1812 года князя С. Тюменя и его сподвижников, а также портретов калмыцких воинов более позднего периода. Таким образом, удалось восстановить этот пробел. Считаем своим долгом назвать людей, которые способствовали выходу в свет нового издания. В Элисте удалось найти лишь два экземпляра книги, оба хранятся в частных коллекциях. Один предоставил нам ученый И. В. Борисенко, другой — художник Очир Кикеев. С большим уважением к замыслу издателя отнесся народный депутат СССР, министр сельского хозяйства и продовольствия РСФСР Г. В. Кулик, с его помощью была добыта бумага для этого «внепланового» издания.. Наш прославленный земляк, Герой Советского Союза, народный депутат СССР, полковник В. Н. Очиров стал рецензентом и его оценка этого труда включена в книгу. Председатель Калмагропромсоюза, народный депутат Калмыцкой АССР И. Э. Бугдаев также способствовал быстрейшему выходу в свет нового издания. Несомненно, трудно было рассчитывать на успех без участия полиграфистов.
С пониманием отнеслись к нашей просьбе директор издательства «Кавказская
здравница» Ф. Г. Левшаков и директор Ставропольской краевой типографии
В. А. Милославский, так же как и коллективы этих предприятий. Из ссылки истории Долгих 13 лет нашего народа как бы не существовало на планете. Недоброй волей сталинской клики калмыки были рассеяны по Сибири и Казахстану и вычеркнуты из истории. В то время гнев несправедливый, дикий Нас подавил. И свет для нас потух. И даже слово самое — «калмыки» Произносить боялись вслух, — напишет позже народный поэт Давид Кугультинов. Что люди, если даже скот калмыцкой породы клерки от науки переименовали в «астраханский». И с изумлением я прочитал в этой книге, чудом попавшей мне в руки, следующие строки: «С верой в свои силы и поддержку русского народа калмык не сойдет бесследно с исторической сцены». Что это? Предвидение или твердое убеждение ученого? Думаю, что второе. Изучив громадный фактический материал, Г. Н. Прозрителев пришел к убеждению, что напрасны любые попытки убрать с исторической сцены народ, который без всякого принуждения, по доброй воле отстаивал независимость Российского государства и в крымских походах Петра I, и в Отечественной войне 1812 года, и во всех последующих кампаниях и сражениях. Конечно, война — не лучшее занятие на свете. Лучше пахать землю, чем копать окопы; лучше строить города, чем их разрушать; лучше любить, чем ненавидеть... И все же военное искусство — тоже искусство. Оно включает в себя такие понятия, как честь и благородство, самоотверженность и геройство, стойкость и преданность. Я горд, что мои предки и современники — калмыцкие воины — не раз проявляли эти качества на поле брани во имя благородной цели — защиты Отечества. Только в годы Великой Отечественной войны 23 наших земляка удостоены высокого звания Героя Советского Союза. А сколько безвестных героев?! К сожалению, нас плохо учили истории и многие славные имена российских воинов, в том числе калмыков, отличившихся в далеком прошлом, остаются неизвестными потомкам. Переиздание книги Г. Н. Прозрителева, первое в советский период, воскрешает их память. Уверен, что исторические документы, приведенные здесь, будут служить побудительным мотивом в возрождении национальной культуры, традиций патриотизма и воинской доблести. С верой в свои силы и в поддержку русского народа калмыки
пережили трагедию ссылки. С верой в историческую справедливость все мы
живем и в настоящее время. В. ОЧИРОВ, Почетный гражданин Калмыкии
Кто он, почему обратил свой взор к военному прошлому одного из народов России? Причем с явной симпатией к предмету исследования, пишет в заглавии: «Военное прошлое наших калмыков»? Родился Г. Н. Прозрителев в 1849 году в Ставрополе. Из документов царской охранки известно, что Григорий Прозрителев — студент юрфака Петербургского университета «ходил в народ», т. е. с юношеских лет примкнул к демократическому крылу русской интеллигенции и остался верен этому идеалу до конца жизни. После окончания университета он уезжает за границу в роли домашнего учителя одной сановитой семьи и в Женеве устанавливает связи с русской революционной эмиграцией. В Россию Григорий Николаевич возвратился в 1876 году и долгое время жил в Ставрополе по подложному паспорту, пока в 1880 году не обрел право гражданства, а с ним — возможность поступить на государственную службу. Он был писцом в городской управе, преподавателем французского языка, физики, математики в гимназии, наконец, сделавшись помощником присяжного поверенного, смог работать по основной специальности — юристом. И, как адвокат, он выступал защитником на процессах по делам большедербетовских калмыков. Позже он писал: «За 30 лет судебной практики пришлось провести мне массу калмыцких дел и убедиться в добрых чувствах народа и частию в высоких душевных качествах его». Чуткое отношение Г. Н. Прозрителева к нуждам калмыцкого народа, принципиальная позиция в правовой защите интересов степняков создали ему среди калмыков репутацию правдивого и бескорыстного человека, прогрессивного общественного деятеля. Эту репутацию еще более укрепило обширное исследование «Военное прошлое наших калмыков. Ставропольский калмыцкий полк и Астраханские полки в Отечественной войне 1812 года», опубликованное в Ставрополе в 1912 году. Автор этого первого авторитетнейшего труда по военной истории калмыков использовал материалы из архивов Ставрополя, Астрахани и Москвы. Интересно, что для написания книги Прозрителев привлек и сведения, собранные самими калмыками. Не случайно в предисловии он благодарит степняков за оказанную помощь, с особым уважением он пишет об Андре Михайлове, Хавре Санжиеве, Наймене Бадмаеве. В книге охвачены все походы калмыцких конников в составе русских войск, совершенные в начале XIX века. Изучая военное дело калмыков, Прозрителев пришел к выводу, что основная их сила в походе — это маневренная, стремительная, обгоняющая пыль из-под копыт своих лошадей конница, которая не раз обращала в бегство врагов России. В своей книге автор касается и периода прихода калмыков в приволжские степи. Он считает, что из Джунгарии калмыки вышли в начале XVII века, а в пределы Волги пришли в 1630 году. В современных изысканиях эта дата с незначительной оговоркой считается верной. Достоверны и другие выводы исследователя, что свидетельствует о научной добросовестности труда. Многие материалы по истории Калмыкии Г. Н. Прозрителев не успел опубликовать. Они хранятся в личном деле Григория Николаевича в фондах Ставропольского краеведческого музея им. Г. К. Праве. В основном это редкие документы по военной тематике. Так, хранится именной рескрипт, отправленный 9 ноября 1806 года на имя Оренбургского военного губернатора князя Волконского, в котором сказано: «Взирая на события, коими спокойствие целой Европы нарушено, мы в охранение общего и собственного блага империи нашей, укомплектовав и умножа армию сформированием новых полков, признаем нужным усилить оную сугубым числом легких иррегулярных войск..., повелеваем в относительности обитающих при хребте гор Уральских, чтобы с получением сего как наискорее нарядили вы к походу: войско Оренбургское, калмык Ставропольских...» (Архив Ставропольского краеведческого музея. Личный фонд Г. Н. Прозрителева, 1806—1807 гг. д. 1, л. 62). На основе этого рескрипта был оформлен приказ и создан полк в 560 человек из Ставропольского калмыцкого войска. В своих исследованиях Прозрителев не ограничивался военной историей калмыков. Так, в работе «Развалины древнего Хазарского города Мажары» (Маджары — И. Б.) он писал: «Что касается географических названий на Северном Кавказе, то, работая по составлению списка урочищ и других названий местностей Ставропольской губернии, я нахожу, что изучение местных горских языков в связи с калмыцким дает громадный и, пожалуй, решающий материал для установления принадлежности данного названия известному народу» («Сборник сведений о Северном Кавказе». Ставрополь-Кавказский, 1909 г., т. II, с. 20). По замыслу Г. Н. Прозрителева в 1906 году в Ставрополе был создан музей Северного Кавказа. В нем экспонировались и предметы материальной культуры калмыков. Сейчас эти вещи находятся в Ставропольском краеведческом музее. В разделе «Горские и кочевые народы Северного Кавказа» можно увидеть женские платья, музыкальные инструменты, деревянную посуду, большую расшитую на шелке икону «Будда и его девятнадцать превращений» и полуметровой высоты бронзовую скульптуру персонажа из ламаистского пантеона. Признанием заслуг Григория Николаевича Прозрителева
— этого замечательного кавказоведа и краеведа — перед калмыцким народом
служит тот факт, что он был в 1928 году, в связи с 45-летием его общественной
и научной деятельности, избран почетным гражданином Большедербетовского
улуса Калмыкии. И переиздание его главного исторического труда в год празднования
550-летия калмыцкого национального эпоса «Джангар» подтверждает высокую
оценку, данную современниками. И. БОРИСЕНКО,
|
||