|
Феоктистов "РУССКИЕ, КАЗАХИ И АЛТАЙ"
- Факты возражают
Таким образом, из вышеизложенного следует, что истерия
современного Казахстана, Алтая и Монголии носит сложный противоречивый
характер с постоянной миграцией различных племен и народов, волнообразно
движущихся из Юго-Западной и Центральной Азии на Восток и обратно с Дальнего
Востока и Халхи на Запад.
Инерция этих перемещений забрасывала людские потоки в Западную Европу
(гунны, авары, мадьяры), мелкие рассеивались по пути движения или вливались
в более крупные народы, теряя свою культуру и язык. Другие полностью уничтожались
в неравной борьбе, и следы их исчезали.
Термин, часто употребляемый в периодической печати для данных регионов
«коренной народ», «коренные жители» не корректен. Какой народ является
коренным для Алтайских гор? Гунны, тюрки разных периодов, монголы и калмыки
или русские, пришедшие сюда три столетия назад?
Авторы статья «Реальность» пишут, что «Сегодняшние попытки показать Рудный
Алтай, Семиречье, Западный Казахстан вне этнической территории казахов
не имеют ничего общего с добытыми наукой подлинными сведениями. А они
подтверждают, что рудный Алтай и территории вплоть до левобережья Катуни
являлись составной частью обширной территории Западно-Тюркского каганата...»
и что эти земли в VII-VIII вв. были заселены тюркоязычными племенами кимаков.
Да, выше мною приведены названия многих тюркских племен, кочевавших в
разное время на пространствах степного Алтая и его предгорьях.
Да, жили в период Тюркского каганата (552-744 гг.) в Барабинских и Кулундинских
степях кимаки, где ранее их обитали синли и северные чеши, позднее азы
и карлуки, западнее их чигили и тюргеши. Вполне возможно, что кыпчаки
или какая-то их часть входили в это время в состав западных кимаков. В
надписях тех времен упоминается, что кипчаки воевали с уйгурами, господствовавшими
на Алтае с 744 г., после падения Тюркского каганата. В это же время начался
отход кыпчаков в степи Дешт-и-Кыпчак и карлуков, кимаков и тюргешей - в Семиречье. В
последующие вера кыпчаки кочуют в Приаралье и ведут борьбу с Караханидами.
Как распорядились их судьбой монгольские завоеватели, неизвестно. После
распада Золотой орды кыпчаки вошли в состав; узбеков, киргизов, татар,
казахов, большое количество их было поглощено башкирами и каракалпаками
(в составе последних двух народов насчитывается до 14 родов кыпчаков).
Судя по имеющимся данным, кимаки и кыпчаки близкородственные племена,
составившие небольшой союз племен, не вполне ясного происхождения. Продолжительность
пребывания кимаков в приалтайских степях была кратковременной, а кыпчаков
- даже сомнительной. Отсюда совершенно непонятна ссылка авторов "Реальности"
на причастность кимаков к формированию казахского этноса. История кимаков
и кыпчаков на каком-то ее витке могла скрещиваться, но не слиться. Нет
упоминаний в исторической литературе о вхождении кимаков в состав Западного
тюркского каганата, но есть данные, что граница его проходила от Черного
Иртыша до озера Сасыкюль и Балхаш, включая а себя территорию будущего
Могулистана. См. схему 1.
О найманах и киреях упоминалось выше, поэтому не повторяясь, напомню,
что родиной их является Центральная Монголия – долина р. Орхон. Проделав
тысячекилометровый путь, найманы и киреи пришли в Казахстан монголами,
дробились, вливались в другие племена и народности тюркского корня, и
в результате оставили о себе только название. Авторы статьи "Реальность",
манипулируя топонимом «Алтай», кусственно перемещают эти племена на Рудный
Алтай и приводят это обстоятельство в качестве основного довода в пользу
неразрывности территории Рудного Алтая, Семиречья и др. регионов с формированием
Казахского этноса. Авторы, прекрасно зная, что найманы проскочили Алтайские
горы за несколько дней, спасаясь от войск Чингис-хана, а в Семиречье пробыли
менее 13 лет (1205-1218 гг.), а затем были развеяны мелкими группами
по западу Азии, вводят в заблуждение читателей, когда умалчивая, а когда
и искажая известные исторические факты. Претендовать на территории, где
ступало копыто монгольского коня, по меньшей мере, наивно. Можем ли мы
всерьез относиться к притязаниям немцев на земли Крыма? А ведь германские
племена готов обитали на этих землях несколько столетий. Можем ли мы всерьез
относиться к притязаниям венгров на земли южного Урала и южнорусские степи?
А ведь известно, что предки венгров - мадьяры длительное время пребывали
в южных предгорьях Урала и не один год кочевали в степях Дона и Украины.
Авторы статьи «Реальность» полагают такую постановку вопроса единственно
возможной.
Племена кипчаков, кэрэитов и найманов входят своими потомками в большое
число других племен, племенных союзов и народностей и не являются в своей
массе основным, преобладающим большинством в любом из среднеазиатских
народов. Но и вопреки этому очевидному соображению, авторы «Реальности»,
смело манипулируя названиями средневековых племен, говорят от имени уже
давно несуществующих народов о своих правах на те или иные земли. И завтра
в своей новой статье они скажут киргизам, что в ваших жилах течет кровь
найманов и кыпчаков, а это мы, следовательно, ваша земля принадлежит нам,
казахам. А послезавтра придет черед узбеков, каракалпаков, башкир, и так
далее к временам Чингис-хана, а за ним станут очередь монголы и гунны
и так далее до бесконечности. Жаль история не оставила достоверных источников
о расселении потомков Ноя после потопа - авторы «Реальности» могли бы
и здесь поупражняться в литературных опусах.
Поднимая вопрос о «Горьких линиях», авторы «Реальности» пишут: «...что
заселение русскими отдельных мест территории Казахстана шло не на пустующие
земли, как это может представить себе читатель по статье Козлова и Соболина,
не знакомый с историей Казахстана, а на землях, исстари бывших во владении
казахов-кочевников». К этим землям авторы относят Пресногорьковскую, или
Горькую, и Иртышскую линии Сибирского казачьего войска, соответственно,
строящихся в 1750-1755 и 1720-1744 годах, т. е. в период существования
Джунгарского ханства. В XIX веке с одобрения местных жителей строятся:
Акмолинский (1827 г.), Кокчетавский (1824 г.), Кар-Каралинский (1823 г.)
и другие посты, которые возводились при введении русского управления в
«Степи». Авторами «Реальности» возведение крепостей и постов преподносится
следующим образом: «В тени остается главное - это закрепление вновь присоединенных
или захваченных земель, изъятия их у местного населения, создание вооруженной
силы, способной противостоять каким-либо попыткам народа отстаивать свои
права, в т. ч. и на землю».
Укрепление границ России с Джунгарией проводилось в период наивысшего
обострения отношений между империями, когда дело приближалось к войне.
На карте (рис. 2) видно, что весь юг Западной Сибири от Каспийского моря
до Саянских гор был занят калмыками. Как уже упоминалось, в 1744 г. джунгары
совершили набег на Чагырский рудник и разграбили его. В этот же период,
осуществляя насилие над казахами, принявшими русское подданство и приписанными
к Оренбургской (Уйской) лини", возвели в ранг государственной политики
геноцид казахов-кочевников и продолжали это до 1755 г., года, когда в Джунгарию
вступили китайские войска. Строительство русских военных поселений в «Степи»
началось через 70 лет после падения Джунгарского ханства, когда казахский
народ распылился почти что по всей территории бывшего ханства. Существенно,
что, находясь более ста лет в русском подданстве, рядовые казаки-кочевники
жили по старым обычаям под властью своих ханов и султанов, не платя дани
и податей. Китай и Джунгария заставляли платить налоги сразу же по принятии
подданства. Как уже указывалось, российское правительство начало строить
военные поселения в «Степи», но главной причиной этого было грубое вмешательство
в дела России Кокандского и Хивинского ханств, грабивших торговые караваны
и полностью парализовавших торговлю с Бухарой и Ираном. Укрепление русского
военного влияния в регионе стабилизировало обстановку и обеспечило казахам-кочевникам
мир и покои на долгие годы.
Нельзя не согласиться с авторами «Реальности», что возведение крепостей
и укрепленных постов в степи наносило ущерб интересам кочевников, поскольку
сокращало площади под выпас скота. Сейчас трудно оценить, какой процент
был «отнят» казаками у казахов - 0,01 % или 0,001%, но, несомненно, одно
- серьезно повлиять на жизнь казахов-кочевников это не могло, поэтому
всерьез рассматривать сетования авторов «Реальности» о выведении из оборота
земель, занятых русскими населенными пунктами, не солидно.
Следует кратко упомянуть о строительстве военных объектов в «Степи». По
этому вопросу имеется много документов как в архивах, так и в исторических
публикациях для широкого читателя. Обращает на себя внимание следующий
факт: нигде не встретишь упоминании об изгнании какого-то рода, изъятии
у него земли и о прочих ущемлениях интересов кочевников. Выше указывалось,
что русские поселения приходились на центральную и северную части Сибирского
ханства, южные же его районы до XVII в. не осваивались. На этих территориях
хозяйничали потомки Кучума, провозгласившие себя ханами. Основным их занятием
был разбой и нападения на русские приграничные поселения.
Последнее нападение Кучумовичей отмечено в 1657 г. Тогда внук Кучума Абугай
совместно с калмыками грабили в Барабинской степи. Общее число потомков
Кучума и его подданных не доходило до 2-х тысяч душ. Эти люди занимали
всю территорию современного Северного Казахстана от верховьев Тобола до
Иртыша. Эти цифры еще раз показывают степень заселенности этих мест до
прихода туда русских.
К началу строительства Пресногорьковской линии в 1750 г. калмыки, до того
кочевавшие в южных районах бывшего Сибирского ханства, оставили эти пастбища
и частью отошли на запад к Оренбургской линии, как всегда, тесня и издеваясь
над казахами, частью отошли к Тарбагатаю, участвуя в междуусобных войнах
за ханский престол. Край по данным русских казачьих разъездов, уходивших
далеко на юг, оставался совершенно безлюдным. Когда встал вопрос о спрямлении
старой Ишимской линии от Омска до Звериноголовской крепости на Тоболе,
экспедиции проектировщиков, в течение ряда лет выбиравшие варианты будущей
линии, неоднократно упоминали о безлюдности этих мест.
Экспедиции проходили и намного южнее мест, предполагаемых для строительства
линии, но и здесь не встречали скопления людей или их групп. То же отмечалось
и в период строительства (1750-1755 гг.) крепостей. Строительство Пресногорьковской
линии могло быть произведено значительно южнее, но безводье и отсутствие
земель пригодных для хлебопашества не позволили принять такой вариант.
Вновь построенная линия была отодвинута на юг от 200 до 400 верст, сократила
зону обороны с 950 до 500 верст и позволяла физическому выживанию казахов,
присягнувшим русскому царю, в период нашествия (1756-1757 гг.) китайских
захватчиков. О строительстве Иртышской и Колывано-Кузнецкой линий упоминалось
выше. Здесь же только повторюсь, что в период строительства в 1744 г.
была проведена перепись «двоеданцев» Барабинской и Кулундинской степей,
которых кочевало 637 человек (татар), по рекам Бии и Катуни кочевало еще
686 телеутов, или, как их еше называли, белых калмыков. Все они исправно
платили «ясак» и продолжали кочевать на своих местах. Переписью были охвачены
все «двоеданцы» - о наличии среди них на правом берегу Иртыша хотя бы
одной семье казахов, или, как их тогда называли, киргиз-кайсаков нигде
не упоминается.
Теперь позволительно спросить авторов «Реальности», на каких землях они
усмотрели строительство военных линий, «исстари бывших во владении казахов-кочевников»?
Где и кем производилось изъятие земель у местного населения? Неужто это
берега Урала-Яика, Ори и Иртыша, где 1728-1730 годах спасались от гнева
джунгар предки нынешних казахов? А может быть это были земли Сибирского
ханства, на которых русские строители отстроили Пресногорьковскую линию,
спасшую уже в которых раз казахов от китайских отрядов? Вопросы, вопросы,
на которые у авторов «Реальности» есть ответы, но на которые они не хотят
отвечать.
О строительстве Сырдарьинской и Семиреченской линий добавим, что некоторые
крепости закладывались по просьбе самих казахов, однако, и здесь казахи
были пришельцами, а не «исстари владетелями этих земель». Несостоятельна
ссылка авторов «Реальности» на тексты капитана Андреева, которые якобы
подтверждают наличие казахских племен (найманов, кэрэитов и др.) на правобережье
Иртыша до прихода сюда строителей иртышских крепостей. Внимательное изучение
текстов майора в отставке Андреева показало, что ссылка на него несостоятельна,
потому что таких упоминаний там просто нет. Здесь же поясню, что инженер-капитан
Андреев служил на Иртышской линии, занимаясь строительством и ремонтом
крепостных сооружений и церквей. В отставку вышел в 1800 г. в звании майора
и поселился на своих землях в районе современной Шульбинской ГЭС. В 1789
г. начал писать свою домовую летопись, в которой излагает события, происходившие
в крепостях Иртышской линии, начиная с 1732 по 1800 гг. В период службы
пересекал в разных направлениях степной Алтай от Иртыша до Бийска и Кузнецка,
составил карту маршрутов для передвижения полков от Бийска до Иртыша по
поручению генерала Деколонга в 1756 г. Безусловно, капитан Андреев был
человеком знающим. Во всем повествовании у И. Андреева есть... два упоминания
о казахах. Первый относится к 1788 г. и гласит; «Сильно свирепствовала
оспа, множество людей померло, а особливо киргизов, кои, хотя от линии
и отбегали в степи, но оная и там их постигала». Второе - о нападении
в 1795 г. 26 июня киргизов на лагерь казаков у Тенькинского редута: «...
при чем искололи палатки, но из редута отбиты были из пушки. Вреда большого
не причинили, да и от лагеря провожены честно 187 выстрелами из ружей...».
К изданным воспоминаниям И. Андреева (1871 г.) приложена ведомость расселения
киргизов по правому и левому берегам Иртыша без указания даты, на какое
время она была составлена. Ее и считает группа авторов доказательством
наличия казахов на востоке от Иртыша до закладки линии.
|