|
Феоктистов "РУССКИЕ, КАЗАХИ И АЛТАЙ"
-
Введение
В последнее время с начала объявления практически всеми
союзными республиками о своем суверенитете в периодической печати появилось
много статей о несоответствии границ ряда республик фактическому расселению
основного этнического населения и его исторического обитания в этих пределах.
Как известно, установление границ республик производилось в момент их
образования в 1920-1922 гг., а также в 1936 и 1939-1940 годы. Пренебрежение
вышеупомянутыми основополагающими факторами в те годы привело в настоящее
время к ряду конфликтов между народами, населяющими такие республики,
как Молдавия, Азербайджан и Армения, Киргизия и Узбекистан, Грузия и Осетия.
Не избежал этого противоречия и Казахстан.
О несоответствии границ Казахской ССР с фактическим расселением казахов
прямо или косвенно говорилось в опубликованных статьях Н. Соболина «Край
России» («Импульс», №1 - 5.03.90); И. Кузьмина («Молодая гвардия», №7,
1989 г.); В. Козлова «Национальный вопрос: парадигмы, теория и политика»
(«История СССР», №1, 1990 г.); А. Солженицын «Как нам обустроить Россию?»
(«Литературная газета», №38, 18.09.90 г.) и другие.
С критикой на упомянутые публикации выступила группа авторов: академик
АН КазССР М. Назыбаев, доктор исторических наук М. Муканов, кандидаты
исторических наук А. Акишев, Ю. Романов, II. Алимбаев, И. Ерофеева, К.
Пишулина и Б. Кумской в статье «Реальность» («Казахстанская правда» от
30 июня 1990 г.) с последующей перепечаткой в газете «Рудный Алтай» за
13 июля 1990 г.
Статья «Реальность» и будет предметом небольшого критического исследования
с кратким изложением основных исторических событий, происходивших как
на Рудном Алтае, так и на территории Казахстана.
В связи с относительной давностью опубликования статьи «Реальность» считаю
необходимым напомнить основные ее положения. Так, в ней написано: «Выявлена
также преемственность культуры племен эпохи бронзы до высокоразвитой культуры
саков - предков древнетюркских народов, участвовавших в этногенезе тюркоязычных
племен, потомки которых дали название республике, местностям на ее территории.
Сегодняшняя попытка показать Рудный Алтая, Семиречье, Западный Казахстан
вне этнической территории казахов не имеет ничего общего с добытыми наукой
подлинными сведениями». Поясню, что авторы хотели здесь сказать о преемственности
культуры казахского народа и древнейших поселенцев Рудного Алтая, прослеживающейся
до эпохи бронзы, и следы которых теряются в середине 1-го тысячелетия
до Р. X. и основным занятием которых было скотоводство на северо-востоке
Средней Азии. В доказательство приводятся такие факты: «..., что Рудный
Алтай и территория левобережья Катуни являлись составной частью обширной
территории Западно-Тюркского каганата» (существовавшего в VII-VIII веках
нашей эры на части Алтая и Семиречья) и далее: «Эта земля была заселена
тюркоязычными племенами кимаков. В IX-Х веках территория северо- и юго-восточного
Казахстана входила в государство кимаков, столица которых располагалась
на Иртыше».
Еще одним из доказательств авторы статьи считают, что «С 1125 года вплоть
до монгольского нашествия в восточном Алтае существовало сильное объединение
тюркоязычных найманов и киреев, заселявших горы и долины Алтая и Тарбогатая
и земли по Иртышу. Впоследствии они стали одним из компонентов казахского
этноса». Или пишут: «В разное время в Восточном Казахстане, как и в Центральном
и Северном, от Тобола до Улытау и Сырдарьи расселились карлуки, киреиты.
меркиты, онгуты. Потомки племен онгутов вошли в состав казахского рода
уаков». Из приведенных выдержек, заимствованных из неназванных источников
с перечислением народов, живших в разные времена и разнообразных по языку,
авторы пытаются убедить читателя, что все эти племена имеют историческую
родину на территории северо-востока Казахстана и являются предками казахов.
Говоря о строительстве «Горьких линий», авторы статьи имеют в виду строительство
и заселение их казаками Уральского, Оренбургского и Сибирского войск.
Буквально: «Особенно надо подчеркнуть, что заселение русскими отдельных
мест территории Казахстана шло не на пустующих землях, как это может представить
себе читатель по статьям Козлова и Соболина, незнакомый с историей Казахстана,
а на землях, исстари бывших во владении казахов-кочевников» и т. д. и
т. п.
В целом же, смысл статьи «Реальность» направлен на то, чтобы опровергнуть
принадлежность Рудного Алтая и других территорий северо-востока Казахстана,
упомянутых в статьях Н. Соболина, Н. Кузьмина, В. Козлова, России и доказать
легитимность принадлежности территорий, отнесенных в 1920, 1922 и 1936
годах к Киргизской АССР, и в 1936 г. названной Казахской ССР, с давних
времен казахам-кочевникам.
Имеющийся в настоящее время учебник для средней школы «История Казахстана»
не содержит сведений о том, какие территории занимали казахи в XVII-XVIII
вв., какие народы жили по соседству, какие у них складывались отношения.
Второй том пятитомного издания 1979 г. «История Казахстана», в котором
описаны события добровольного присоединения Казахстана к России, также
деликатно обходит территориальный вопрос.
Известная автору литература, созданная в советское время и посвященная
истории земель, именуемых ныне Казахстаном, умалчивает о существовании
Джунгарского ханства с его территорией, перекрывающей весь современный
Казахстан и захватывающей часть территории РСФСР и Северо-Западного Китая.
Являясь жителем Северо-Восточного Казахстана, считаю своим долгом ознакомить
самые широкие слои народов, населяющих земли, речь о которых идет в упомянутых
статьях, чтобы каждый сам разобрался, где правда, а где ложь.
Ручаясь за достоверность фактов, дат, названий и имен, автор просит у
читателей прощения за несовершенство стиля и краткость изложения. Более
подробные сведения заинтересовавшийся читатель сможет найти в источниках,
приведенных в конце статьи.
|