Феоктистов "РУССКИЕ, КАЗАХИ И АЛТАЙ"


Введение

В последнее время с начала объявления практически всеми союзными республиками о своем суверенитете в периодической печати появилось много статей о несоответствии границ ряда республик фактическому расселению основного этнического населения и его исторического обитания в этих пределах.
Как известно, установление границ республик производилось в момент их образования в 1920-1922 гг., а также в 1936 и 1939-1940 годы. Пренебрежение вышеупомянутыми основополагающими факторами в те годы привело в настоящее время к ряду конфликтов между народами, населяющими такие республики, как Молдавия, Азербайджан и Армения, Киргизия и Узбекистан, Грузия и Осетия. Не избежал этого противоречия и Казахстан.
О несоответствии границ Казахской ССР с фактическим расселением казахов прямо или косвенно говорилось в опубликованных статьях Н. Соболина «Край России» («Импульс», №1 - 5.03.90); И. Кузьмина («Молодая гвардия», №7, 1989 г.); В. Козлова «Национальный вопрос: парадигмы, теория и политика» («История СССР», №1, 1990 г.); А. Солженицын «Как нам обустроить Россию?» («Литературная газета», №38, 18.09.90 г.) и другие.
С критикой на упомянутые публикации выступила группа авторов: академик АН КазССР М. Назыбаев, доктор исторических наук М. Муканов, кандидаты исторических наук А. Акишев, Ю. Романов, II. Алимбаев, И. Ерофеева, К. Пишулина и Б. Кумской в статье «Реальность» («Казахстанская правда» от 30 июня 1990 г.) с последующей перепечаткой в газете «Рудный Алтай» за 13 июля 1990 г.
Статья «Реальность» и будет предметом небольшого критического исследования с кратким изложением основных исторических событий, происходивших как на Рудном Алтае, так и на территории Казахстана.
В связи с относительной давностью опубликования статьи «Реальность» считаю необходимым напомнить основные ее положения. Так, в ней написано: «Выявлена также преемственность культуры племен эпохи бронзы до высокоразвитой культуры саков - предков древнетюркских народов, участвовавших в этногенезе тюркоязычных племен, потомки которых дали название республике, местностям на ее территории. Сегодняшняя попытка показать Рудный Алтая, Семиречье, Западный Казахстан вне этнической территории казахов не имеет ничего общего с добытыми наукой подлинными сведениями». Поясню, что авторы хотели здесь сказать о преемственности культуры казахского народа и древнейших поселенцев Рудного Алтая, прослеживающейся до эпохи бронзы, и следы которых теряются в середине 1-го тысячелетия до Р. X. и основным занятием которых было скотоводство на северо-востоке Средней Азии. В доказательство приводятся такие факты: «..., что Рудный Алтай и территория левобережья Катуни являлись составной частью обширной территории Западно-Тюркского каганата» (существовавшего в VII-VIII веках нашей эры на части Алтая и Семиречья) и далее: «Эта земля была заселена тюркоязычными племенами кимаков. В IX-Х веках территория северо- и юго-восточного Казахстана входила в государство кимаков, столица которых располагалась на Иртыше».
Еще одним из доказательств авторы статьи считают, что «С 1125 года вплоть до монгольского нашествия в восточном Алтае существовало сильное объединение тюркоязычных найманов и киреев, заселявших горы и долины Алтая и Тарбогатая и земли по Иртышу. Впоследствии они стали одним из компонентов казахского этноса». Или пишут: «В разное время в Восточном Казахстане, как и в Центральном и Северном, от Тобола до Улытау и Сырдарьи расселились карлуки, киреиты. меркиты, онгуты. Потомки племен онгутов вошли в состав казахского рода уаков». Из приведенных выдержек, заимствованных из неназванных источников с перечислением народов, живших в разные времена и разнообразных по языку, авторы пытаются убедить читателя, что все эти племена имеют историческую родину на территории северо-востока Казахстана и являются предками казахов.
Говоря о строительстве «Горьких линий», авторы статьи имеют в виду строительство и заселение их казаками Уральского, Оренбургского и Сибирского войск. Буквально: «Особенно надо подчеркнуть, что заселение русскими отдельных мест территории Казахстана шло не на пустующих землях, как это может представить себе читатель по статьям Козлова и Соболина, незнакомый с историей Казахстана, а на землях, исстари бывших во владении казахов-кочевников» и т. д. и т. п.
В целом же, смысл статьи «Реальность» направлен на то, чтобы опровергнуть принадлежность Рудного Алтая и других территорий северо-востока Казахстана, упомянутых в статьях Н. Соболина, Н. Кузьмина, В. Козлова, России и доказать легитимность принадлежности территорий, отнесенных в 1920, 1922 и 1936 годах к Киргизской АССР, и в 1936 г. названной Казахской ССР, с давних времен казахам-кочевникам.
Имеющийся в настоящее время учебник для средней школы «История Казахстана» не содержит сведений о том, какие территории занимали казахи в XVII-XVIII вв., какие народы жили по соседству, какие у них складывались отношения. Второй том пятитомного издания 1979 г. «История Казахстана», в котором описаны события добровольного присоединения Казахстана к России, также деликатно обходит территориальный вопрос.
Известная автору литература, созданная в советское время и посвященная истории земель, именуемых ныне Казахстаном, умалчивает о существовании Джунгарского ханства с его территорией, перекрывающей весь современный Казахстан и захватывающей часть территории РСФСР и Северо-Западного Китая.
Являясь жителем Северо-Восточного Казахстана, считаю своим долгом ознакомить самые широкие слои народов, населяющих земли, речь о которых идет в упомянутых статьях, чтобы каждый сам разобрался, где правда, а где ложь.
Ручаясь за достоверность фактов, дат, названий и имен, автор просит у читателей прощения за несовершенство стиля и краткость изложения. Более подробные сведения заинтересовавшийся читатель сможет найти в источниках, приведенных в конце статьи.


Предыдущая ] [ Оглавление ][ Следующая ]

Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz