В.А.
Довданов. Путь разума и чести Научно-популярное издание Монголосфера Продолжение. . . Феномен монголосферы привлекал и продолжает привлекать внимание, будоража ум и фантазию многих поколений людей, тому свидетельством бесчисленное количество научных и художественных произведений, посвященных данной теме. В их ряду достойное место занимает историческая работа доктора Эренжена Хара-Давана «Чингисхан как полководец и его наследие». «Колыбель бесчисленных народов и племен, родина кровавых завоевателей, источник мифов и легенд, мать всех религий, почва, питающая около миллиарда человеческих существ - такова Азия» - так начинается книга Хара-Давана, изданная в 1929 году, в Белграде. Интересно отметить, что XII главу автор - эмигрант назвал «Болгария и Сербия, как вассалы Монгольской империи». О научной значимости работы Э.Хара-Давана говорит тот факт, что на нее неоднократно ссылался в некоторых своих трудах выдающийся русский ученый Лев Николаевич Гумилев. Для нас, калмыков, книга «Чингисхан как полководец и его наследие» представляет исключительный интерес, прежде всего тем, что это первая известная нам и весьма успешная! попытка посмотреть на нашу историю (общую историю монголов) в период ее расцвета и могущества, осмыслить роль и влияние монголов на ход человеческой цивилизации сделанная нашим соплеменником. Сегодня можно только удивляться его научной смелости и прозорливости, меткости и верности суждений, восхищаться широтой и всеохватностью взгляда на исторические процессы. Опираясь на богатый фактический материал, автор описывает все этапы зарождения, развития и становления монгольской империи, делая акцент главным образом на чисто военную сторону дела, что, впрочем, вполне оправданно самим названием его работы и вытекает из него. Если бы даже в тексте, вернее, в пояснениях и замечаниях данной книги отсутствовало упоминание о национальной принадлежности автора, то все равно можно безошибочно определить, что в его жилах течет кровь древних монгольских воинов: заметно, что рукой его водит любовь к своему народу и его славной истории. Попав на чужбину после бурных лет революции и гражданской войны, Эренжен Хара-Даван, невзирая на трудности и лишения эмигрантской жизни, все же нашел в себе силу воли взяться за исторический труд, хотя и был по образованию и профессии не историком, а врачом. Как известно, в свое время он закончил Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге. Мучительно размышляя об историческом будущем своей страны - России и родного калмыцкого народа, он черпал силы и вдохновение в историческом прошлом, заряжаясь могучей энергией деяний великих предков. Разумеется, наука, как и жизнь, не стоит на месте и последующие поколения ученых серьезно продвинулись в изучении монголосферы. В последнее время появился целый ряд интересных работ современных калмыцких историков. Особое место в плеяде блестящих ученых, посвятивших всю свою жизнь освещению истории Степи, принадлежит Л.Н. Гумилеву, многочисленные работы которого заново открыли нам целый пласт истории, новый континент - монголосферу. Имея на вооружении такую солидную базу фактического и фактологического материала, к какому выводу мы можем прийти, размышляя о нашем давнем и не столь уж далеком историческом прошлом? Какие обстоятельства и причины выдвинули монголов на авансцену мировой истории? Что сыграло важную роль в столь стремительном расширении монголосферы? Почему сошла на нет и куда делась колоссальная энергия, толкавшая в те времена монгольский этнос на поиск и захват новых территорий? Как может послужить опыт прошлого нынешним и будущим поколениям? Размышления об этом неизбежно приведут к необходимости понимания и осмысления причин возникновения, расцвета и дальнейшей трансформации монголосферы. И здесь путеводной звездой и нитью Ариадны нам могут служить труд Э.Хара-Давана и работы Л.Н. Гумилева и его предшественников - евразийцев. Следует сказать, что монголы - не единственные и не первые представители кочевой цивилизации, которых выдвинула на широкую историческую арену Великая Степь. До них были гунны и древние тюрки, а сами монголы громко заявили о себе лишь в XII веке. Это говорит о том, что явление монголов было далеко не случайным и за всем этим стоят строгие и неумолимые законы природы. Согласно теории Л.Н. Гумилева, подобное происходит благодаря пассионарности - биохимической энергии живого вещества биосферы, определяющей способность этносов к активной деятельности и огромному влиянию окружающего ландшафта и климата (природно-климатических факторов) на жизнедеятельность человеческих сообществ. Отложив в сторону сложные научные построения, мы можем твердо сказать, что монголосфера - есть объективная реальность, которая возникла вследствие пассионарного толчка, вызвавшего колоссальный всплеск энергии монгольского этноса в XII-XIII веках второго тысячелетия. Монголы, как пассионарии (носители энергии) сумели установить тотальный контроль над огромной территорией (монголосферой) и передали мощный импульс всем народам, входящим в нее. В результате, на больших участках этого пространства образовались новые крупнейшие державы как, например, Россия и Китай, которых можно с полным на то основанием назвать сверхдержавами. И Россия, и Китай до монгольского нашествия не составляли единого целого, представляя собой ряд постоянно враждующих и воюющих между собой образований, раздираемых неразрешимыми противоречиями. Нужна была сила, соединяющая несовместимое, состав, цементирующий раздробленные осколки. Такой силой стало монгольское нашествие, а цементом - воля монгольского императора. Неудивительно, что во многих покоренных странах были восприняты стиль и методы правления победителей. Это проявилось также и в России, для которой надолго стал характерным авторитарный стиль правления и военно-административные методы управления. В пользу справедливости тезиса «монгольского импульса» говорит тот факт, что впоследствии, в более поздний период, Россия стремительно расширяясь по всем направлениям, взяла под свой контроль большую часть монголосферы и стала самой крупной страной мира, где мирно проживают многие народы. Причем, продвижение русских на восток - к центру монголосферы происходило естественным путем, без кровопролития. Единственно, пришлось повоевать с осколками Золотой Орды - Казанским, Астраханским и Сибирским ханствами, но это скорее напоминало не агрессию, а воссоединение некогда единого целого, да и было таковым по существу. В отечественной историографии в одно время шел жаркий спор о происхождении русской государственности. Одни, «норманисты», утверждали, что государственность на Руси появилась благодаря викингам, в частности, династии Рюриковичей. Другие отстаивали свое, «исконное» происхождение государственности, отталкиваясь от легендарного Кия. Спор этот разгорелся довольно давно и идет до сих пор, то вспыхивая, то затухая. Однако есть ведь и третья, вполне реальная, точка зрения на происхождение Государства Российского. Эта версия - монгольское влияние - не требует особых доказательств. Более тысячи лет назад, как повествует летопись, славяне просили викингов помочь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нету... придите - володеть и править нами». Викинги (Рюриковичи) пришли, «володели, княжили» и что из этого вышло - хорошо известно: феодальная раздробленность и полная беспомощность перед Западом и Востоком. И лишь трехсотлетнее влияние монголов наконец-то превратило Русь в могучую и единую Россию, которая воскресла как Феникс из пепла. Подобно тому, как после пожара, на пепелище, еще буйнее разрастается растительность, так и Россия, уперевшись меж двух океанов - Тихим и Ледовитым, встала во весь исполинский рост перед взором изумленной Европы. Одним из плюсов монголосферы считается налаживание твердых и постоянных культурных и экономических связей между Западом и Востоком. Россия не только наладила связи между этими двумя цивилизациями, но и вобрала их в себя - и в этом ее мощь и сила. Если Америка - это «котел народов», где стираются и
обезличиваются все этнические особенности, обедняя этническую карту планеты,
то в России - все наоборот и это, конечно же, закономерно. Американский
народ, как известно, состоит из переселенцев, это нация «эмигрантов» -
людей, собравшихся в одном месте в одно время. В России же собирание народов
(не эмигрантов!) шло веками и имело два периода: вначале волна шла с востока
на запад (монгольский вектор), а затем - с запада на восток (русский вектор).
Это происходило согласно законам природы - законам этносферы и этногенеза,
поэтому этническое панно России так мозаично и красочно. Как говорит в
одном из интервью Л.Н. Гумилев: «Национальности объединяются совершенно
естественно в большие группы, которых я называю суперэтническими, не этническими,
а суперэтническими. Наша суперэтническая группа лежит между Китаем и Европой
и представляет особую этническую мозаичную целостность, где народы ее
должны быть вместе, должны любить и уважать друг друга. Но не на основе
подражания кому-то или переучивания, а на основе своих собственных национальных
культур. Каждый народ имеет право на свой стереотип поведения, он может
вести себя так, как ему удобно, и с этим надо считаться, и это надо уважать.
Считаю, что все они имеют полное право быть родными братьями в единой
евразийской семье народов». И здесь же, далее, он продолжает: «Вклад народа
в историю не зависит от его численности. Больше всех, например, в культуру
Европы вложили древние греки, которых было меньше миллиона. Из них меньшая
часть населения внесла свой вклад в культуру, остальные жили в горах,
пасли коз, грабили соседей или пили вино и ничем себя не проявили. Но
Афины, Коринф, Спарта и Сиракузы сделали очень много, хотя их было очень
мало. Вот почему я считаю, что монголы и калмыки, народы очень незначительные
численно, сделали для европейской культуры очень много. Так, например,
все забывают, что именно походы монголов приучили европейцев хранить безопасность
послов, ввели в обычай европейцев дипломатическую неприкосновенность,
за что дипломаты всего мира должны были бы воздвигнуть памятник Чингисхану.
До Чингисхана их жизни постоянно угрожала опасность... Римляне ходили
без штанов, в тогах, древние греки ходили не в мантиях, а носили такие
широкие матерчатые тряпки, а гунны, тюрки и монголы ввели в европейскую
культуру штаны». Трудно сравнивать сознание современного человека с сознанием человека, жившего семьсот - восемьсот лет назад, как и общества, частицами которых они являются. Современное общество, а значит и общественное сознание, в целом сделало огромный шаг вперед в сторону цивилизации, улучшения нравов, совершенствования института права, охраны здоровья и жизни. Однако две мировые войны, унесшие десятки миллионов человеческих жизней, атомная бомбардировка Японии, американский напалм, выжигавший джунгли Вьетнама со всем живым, ковровые бомбежки в Афганистане - все это и множество других пороков современности, такие как, например, терроризм, наркомания, нищета и голод огромной части населения нашей планеты - заставляют очень осторожно и взвешено подходить к оценкам современной истории и тем более событий далекого прошлого. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»
не отпускают нас, властно напоминая о себе в самых незначительных, мелких,
на первый взгляд, вещах, хотя мы зачастую даже и не задумываемся об этом.
Вряд ли кто из наших современников, слыша знаменитый романс «Ямщик, не
гони лошадей», вспоминает о том, что ямы - это почтовые станции, которые
появились по указу монгольского императора вдоль всех дорог. Они располагались
через каждые сорок километров, чтобы любой путник мог свободно и спокойно
проехать по своим делам, пересекая вдоль и поперек всю монголосферу. Вихрь
времени несет всех нас вперед, увлекая в мощном общем потоке и чтобы не
потеряться, не сбиться в пути иногда полезно оглянуться назад, посмотреть
на верстовые столбы истории и помянуть добрым словом ушедшие в историю
поколения. |
||