В.А. Довданов.
Путь разума и чести Научно-популярное издание Глава 8. О роли калмыцкой женщины в семье и в обществе Калмыки обладают довольно развитой и чрезвычайно разветвленной системой родства. Достаточно сказать, что только вертикальная линия охватывает более восемнадцати поколений. Интересно, что родственники по отцовской и материнской линиям имеют отдельные названия и строго отличаются. Например: нагцх – дядя по материнской линии, авг – дядя по отцовской линии; агч – племянник со стороны отца, зе – племянник со стороны матери и т.д. Согласно древним представлениям, родственники со стороны матери считаются более близкими о чем свидетельствуют пословицы: усна экн – булг, кююня экн – нагцнр (истоки рек – родники, истоки рода - родственники по материнской линии), эцкин тёрлд – зогсад гар, экин тёрлд – суугад гар (у родных отца – постой, у родных матери – посиди) и другие. Видимо, здесь слышны отзвуки матриархата, но можно также рассматривать это и как дань глубочайшего уважения женщине – матери, хранительнице очага. Традиционно у всех монгольских народов женщина пользовалась почетом, ей отводилась важная роль в жизни семьи и общества. Бывало, при потере мужа, она взваливала, на свои плечи всю тяжесть проблем по выращиванию и воспитанию детей. Документально такой случай зарегистрирован еще в «Сокровенном сказании монголов», когда мать Темучина – будущего Чингисхана Оэлен-эке, после гибели мужа – знаменитого Ессугей-богатура, одна воспитала своих сыновей достойными продолжателями славных дел их отца и деда. Можно добавить, что и любимая жена Чингисхана Бортэ также была замечательной матерью, ибо все рожденные ею сыновья: Джучи, Чагатай, Угедей, Толуй - не уронили чести рода и семьи, не посрамили имени великого родителя, достойно продолжили грандиозное дело своего отца. История сохранила предание о поступке женщины-ойратки времен ойратско-китайских войн. Захватив семью в составе мужа, жены, брата жены, и нескольких детей китайский военноначальник предложил женщине оставить в живых одного человека. Она попросила сохранить жизнь своему брату. На вопрос военноначальника: «Почему его, а не мужа и своих детей?», - она ответила, что брат единственный из их рода и с его смертью прекращается род». Это говорит о том, что ойратские женщины были способны жертвовать самым дорогим во имя рода, своей нации. Другой исторический пример. Когда воспользовавшись тем, что мужчины ушли воевать, на хотон напали враги, против них, одев на себя доспехи, выступили одни женщины. Отчаянно сражаясь, многие погибли. С оставшихся в живых враги сняли доспехи и, пораженные их мужеством, отступили. Как тут не вспомнить знаменитую Ану-хатун, жену неукратимого Галдан-Бошокту хана, которая в критический момент битвы с китайскими войсками одела боевые доспехи и сделав внезапную атаку, прорвала кольцо окружения и отвлекла врага, уведя его основные силы. Более близкий исторический пример связан с именем героини гражданской войны Нармы Шаншуковой. Она храбро сражалась рядом бок о бок с мужем командиром эскадрона Максимом Шапшуковым, который в порыве яростной атаки кричал ей «если отстанешь - зарублю». Во время одной из жестоких схваток она спасла жизнь командиру полка Акиму Стаценко. Нарма Шапшукова - одна из немногих женщин, награжденных боевым орденом за подвиги в гражданской войне. Массовый героизм проявили женщины Калмыкии во время Великой Отечественной войны. Они служили во всех родах войск, воевали на всех фронтах и в партизанских отрядах. За ратный подвиг многие из них награждены орденами и медалями. Навсегда останется в народной памяти имя героини – партизанки Тамары Хахлыновой. * * * Калмыцкий историк Эмчи Габан Шараб в «Сказании об Ойратах» говорит об одной из известных ойратских красавиц XVII столетия княжне Ечжи-Цаган. «Ечжи-Цаган Хатун своего сироту сына Малай – Баатура и других сделала лучшими из Ойратских владельцев». Ойраты различали четыре основных типа женской красоты. Эрюн шагшавдта эме (нравственная красота женщины), нюднден галта, нююртен герлте эме (магически обольстительная женщина), кеалюн сяяхн эме (физически красивая женщина (лицо, фигура), кеерлдг эме (т.е. женщина, умеющая красиво и со вкусом одеваться, с большой внутренней культурой). Известный востоковед Г.С. Лыткин находился среди ойрат-калмыков Поволжья в 1859-1860 г.г. Своими впечатлениями и материалами, обнаруженными им в библиотеках нойонов, он поделился с читателями «Астраханских губернских ведомостей». («Материалы для ойратов»). Интересно следующее сообщение из этой работы: «Почтенный старец Бебе, сын Габан-Цойчжин, простолюдин Мало-Дербетовского улуса с восхищением говорил мне, что у Ойратов были такие красавицы, каких теперь нет. Эти красавицы были: Юм-агас, Гунчжу-Хатун, Сайхан-чжу и Ечжи-Цаган. Каждой из них были присущи определенные качества, которыми они славились среди ойратов. Например: верность супругу, религиозная духовность (Юм-Агас), остроумие, мудрость, воспитание детей, любящих и чтящих заветы предков (Гунчжур-Хатун), благотворительная деятельность в пользу хурулов, бывших тогда центрами культуры и образования, умение примирить враждующих (Сайхан-Чжу), умение воспитать из сына отличного воина и сделать своих детей лучшими из ойратских владельцев (Ечжи-Цаган)». Еще Марко Поло, знаменитый венецианский купец, описывая жизнь монгольского общества, отмечал: «Жены, скажу вам, и продают и покупают все, что мужу нужно, и по домашнему хозяйству исполняют. Мужья ни о чем не заботятся, воюют да с соколами охотятся на зверя и птицу. С чужою женою ни за что не лягут и считают это за дело нехорошее и подлое. Жены у них славные, мужьям верны, домашним хозяйством занимаются хорошо». В известном памятнике ойратской литературы «История Усень Дебескерту – хана» четко обозначены те или иные качества, присущие представительницам прекрасной половины. Пятнадцать признаков женщины высокой нравственности: 1. Мудра в управлении и красива внешне. Эти признаки соответствуют статусу женщины высшего сословия. Для обычной женщины также перечислены определенные морально-нравственные качества, обеспечивающие ей счастливую и спокойную семейную жизнь. Восемь признаков женщины среднего нравственного уровня: 1. Величава как пава. Четыре признака женщины, которая будет счастлива в браке: 1. Почитать мужа как бога. В этом же труде указываются негативные качества, которые не украшают женщину. Восемнадцать признаков женщины низкого нравственного уровня: 1. Скверный характер, прожорливость и беспричинный смех. Четыре признака, из-за которых женщина несчастлива в браке: 1. Не ведает стыда, страха и совести. Г.Н. Прозрителев, в приведенной ранее работе «Военное прошлое наших калмыков», отмечает: «Нельзя здесь не сказать о калмыцкой женщине, калмычке-жене, калмычке-матери. Страстная любовь к детям, преданность своей семье, своему очагу, привязанность к мужу и полное отсутствие преступности среди женщин, рисуют во весь рост эту степную обитательницу, живущую в самых тяжелых условиях экономических и общественных. Надо поражаться, как калмычка может при данных условиях оставаться верной своей кибитке, не бросить свой очаг, около которого она видит постоянно пьяного мужа, полуголодное существование и вечную работу на себя, детей и мужа. Мораль женщины калмычки - высокая мораль и она, как воспитательница, дает детям безусловно твердые устои нравственности, идеи правды, добра, верности долгу, беззаветной покорности и стоической выносливости. Калмык мало ценит свою женщину и стремится в села: русская женщина его особенно привлекает и он тает пред ней, как воск на солнце. «.. Но калмычка своим характером, нравственностью и благоразумием умела себя поставить в самое прочное положение. Она часто приобретает большое нравственное влияние на мужа и смело может рассчитывать прожить с ним свой век, пользуясь любовью и уважением семьи, лишь бы не была бездетна.» - говорит Бентковский. Если принять во внимание, что религия калмыка не охраняет брака, и те тяжелые условия, в которых протекает жизнь калмыцкой женщины, при пьяном и невежественном муже, то приведенная выдержка достаточно очерчивает нравственный облик этой женщины. Калмычка – мать пользуется трогательной привязанностью сына, даже в то время, когда жизнь наложит уже на него свою тяжелую руку, и все житейские невзгоды перекатятся через его нечесаную голову». По свидетельству Г.В.Байсковского «Калмык строго придерживается этикета, зато в непокорном состоянии (т.е. в пьяном виде) ему все нипочем, только против женщины он не забудется, как бы хмель не омрачил его ума».К сожалению в настоящее время этого уже не скажешь. В предисловии новых песен «Джангра» (1990г.) Д. Н. Кугультинов вспоминает: «Говоря о гуманизме «Джангара», сравнивая его с тысячелетним эпосом других народов, равным ему примерно по возрасту, поэт Семен Липкин однажды высказал мысль – удивление. Он говорил, что такое высокое понятие о добре и нравственности, поистине романтическая любовь к жизни в то изначальное время детства человечества почти невероятны. Он предполагал, что, может быть, идеи «Джангара» были занесены с иных цивилизованных планет. И тут он восхищался: «Посмотрите, какое целомудрие, какая нравственная высота!» - обращаясь к эпизоду, когда по просьбе любимого сына Хонгора его мать трижды перешагнула через сильно раненного, со стрелой у сердца Джангара. Если этот ритуал совершает женщина безукоризненной, кристальной чистоты, стрела должна выпасть из раны, а тут она повисла на кончике, но не выпала. И мать Хонгора пытается понять причину этого:
Ведь какова нравственность, если только необдуманно брошенный взгляд есть нарушение целомудрия, чистоты души! – воскликнул Семен Липкин». Как образец великой материнской любви можно привести эпизод из жизни знаменитого Геше Вангьяла, который в числе других калмыцких священнослужителей принес Учение Будды на американский континент в США. «Геше - лама был в состоянии комы в течении двадцати трех дней. Его рот был полон струпьев, и единственным средством к существованию были капли кипяченой воды, которую наливали в рот через трубку. За ним ухаживали долго. Хотя мать сама была больна, она очищала его рот своим языком. (Геше-лама часто рассказывал эту историю, чтобы продемонстрировать материнскую преданность своему ребенку – важный образец в буддийском учении для развития сострадания как части процесса порождения альтруистической устремленности к наивысшему просветлению ради (блага) всех существ). Вскоре после этого, но до того, как он пришел в сознание, мать Геше-ламы умерла». О влиянии буддийской морали на поведенческий тип женщины можно понять из известной легендарной истории из Джатаки-Мала. Суджата, молодая жена старшего сына богатого купца Анатхапандики, была заносчива, не уважала других и не слушала поучений своего мужа и его родителей. Поэтому в семье не было согласия. Однажды Благословенный пришел навестить Анатхапандику и заметил, что происходит. Он позвал молодую жену Суджату и ласково обратился к ней со словами: «Суджата, есть семь разновидностей жен:
Вот, Суджата, семь разновидностей жен, которые могут быть у мужчины. К кому из них ты себя относишь?» «Господин, - ответила Суджата, - пусть с этого дня Возвышенный думает обо мне как о служанке». Во времена сибирской ссылки, как и всегда в периоды великих потрясений, именно самопожертвование калмыцкой женщины, ее терпение и трудолюбие, внимание и забота спасли народ наш от неминуемой гибели. В Элисте, как знак вечной благодарности, установлен памятник Матери, и весьма показателен тот факт, что самой любимой и популярной в народе песней является «Ээджин дун» (Песня о матери). Кратко резюмируя все вышеизложенное в этой главе, можно сказать, что женщина занимала и продолжает занимать весьма важное место в жизни калмыцкой семьи и общества в целом. Если в досоветский период более-менее заметную роль в общественной жизни играли женщины из знатного сословия, т.е. жены нойонов, зайсангов, то в более позднее время определяющей стала сама личность женщины. Среди женщин-калмычек появились личности-символы как, например, ветеран педагогического движения Н.Х. Коваева, профессор О.Д. Мукаева, народные артистки России и Калмыкии В.Н. Горяева и В.Б. Ильцаранова, народные поэтессы Калмыкии Б.Б. Сангаджиева и В.К. Шуграева и другие. Практически в каждой сфере жизнедеятельности общества женщины играют заметную, а порой и ведущую роль. Весьма показательно то, что женщин мы видим и на руководящих постах регионального и федерального уровней. С учетом того, что сегодня женщины занимают господствующее положение в таких важных сферах как образование и медицина, их роль в деле воспитание личности и развития общество неизмеримо возросла. Понятно, что это налагает огромную ответственность на прекрасную половину человечества, на порядок поднимает планку требований интеллектуально-морально-этического характера. События последнего десятилетия, когда именно на хрупкие женские плечи легла вся тяжесть переходного периода, показали, что, как и во все трудные времена, именно женщина своим самопожертвованием, беспредельным терпением и трудолюбием способна спасти мир. |
||