Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма. Издательство «Наука», Москва, 1970.

Глава IV КАЛМЫКИЯ В ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА ФУНДАМЕНТА СОЦИАЛИЗМА В СССР (1926-1932 гг.)

1. Хозяйственное строительство в 1926—7928 гг. Разработка первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Калмыкии

Завершение восстановления народного хозяйства Калмыкии и переход к строительству фундамента социализма в 1926—1928 гг. проходили в обстановке борьбы партии и советского народа за претворение в жизнь решений XIV съезда ВКП(б), за осуществление ленинского плана строительства социализма в СССР. Решающим звеном в реализации этого плана была провозглашенная партией индустриализация страны.

Съезд подчеркнул, что строительство социализма требует вовлечения широких масс трудящихся в активную общественно-производственную жизнь.
Новый этап социалистического строительства обусловил перестройку хозяйственно-политических методов руководства производством со стороны партийных, советских и общественных организаций.

В конце 1925 г. Комиссия ЦК ВКП(б) обследовала Калмыцкую партийную организацию, и ЦК заслушал доклад ответственного секретаря обкома ВКП(б) И. К. Глухова о перестройке работы областной партийной организации в свете решений XIV съезда партии. В принятом постановлении намечалась конкретная программа деятельности Калмыцкой парторганизации по строительству фундамента социализма в Калмыкии, представлявшей собой один из отсталых крестьянских районов нашей страны. ЦК партии нацеливал коммунистов области на привлечение к социалистическому строительству прежде всего беспартийной массы крестьянства, особенно скотоводов, на усиление работы массовых организаций, прежде всего Советов. Этот центральный вопрос вновь был подчеркнут в специальном письме ЦК ВКП(б) 30 января 1926 г. к коммунистам Калмыкии. В нем также рекомендовалось смелее вовлекать беспартийных не только в улусные, но и в областные советские, кооперативные и профсоюзные органы. Этим достигалось приближение партийных и советских органов к населению.

Организуя всю свою работу на основе этих рекомендаций, партийная организация Калмыкии значительно пополняется в эти годы лучшими представителями трудящихся. Если на 1 января 1926 г. в рядах областной партийной организации было 1268 человек, то на 20 августа 1928 г. их стало уже 1759. Расширение сферы влияния партийных организаций особенно наблюдалось в период агитационно-массовых кампаний, в период перевыборов Советов. Только на партийно-комсомольских собраниях и конференциях беспартийных участвовало 539 членов партии, 35 комсомольцев и свыше 4 тыс. беспартийных.

В укреплении связей с массами большую роль сыграли газеты. Возрос их тираж. Если в 1924 г. тираж «Улан Хальмг» составлял всего 700 экземпляров, то в октябре 1926 г. заменившая ее газета «Красная степь» выходила тиражом 2 тыс. экземпляров.

В работе Советов Калмыкии также произошел коренной перелом. В 1926 г., по данным облисполкома, «нарастающими темпами начинается систематическая работа по вовлечению широчайших слоев батрацко-бедняцкого и середняцкого населения области в хозяйственно-политическую и культурную жизнь степи». Этому способствовало важное решение областного исполнительного комитета, ликвидировавшее аймачные исполкомы и увеличившее количество сельских Советов до 98. Теперь четырехстепенное административное деление было заменено трехстепенным (областной центр, улус, сельский Совет), что, несомненно, приблизило советские органы к населению.

О возросшей роли Советов в хозяйственной, политической и культурной жизни области наглядно свидетельствовали итоги выборов в Советы в 1928 г. В 1926 г. в выборах приняло участие 32,6% избирателей, в 1928 г. — 54,5%, а по отдельным улусам — 70—75%. Если в 1926 г. бедняки и батраки в Советах составляли 8% к общему числу членов Советов, то в конце 1927 г. — 51% .

В 1928—1929 гг. значительно повысилась роль Советов и в решении хозяйственно-политических вопросов области.

Участники гражданской войны на VIII съезде Советов Калмыцкой области

В борьбе за подъем политической активности масс большое значение имело решение вопроса коренизации партийного, советского и хозяйственного аппаратов. Нельзя было приблизить государственный аппарат к коренному населению, привлечь к управлению калмыцкой рабоче-крестьянской массы, не пользуясь языком коренного населения, в большинстве своем не знавшего русского языка.

В ходе практического решения этого вопроса приходилось преодолевать глухое сопротивление некоторых русских работников, рассматривавших это важное мероприятие партии и правительства как обременительную и пустую затею. Эти настроения выражали в конечном счете унаследованные от дореволюционной эпохи и усилившиеся в связи с нэпом тенденции великодержавного шовинизма, который, как подчеркивалось на XII съезде партии, представлял на том этапе главную опасность в решении национального вопроса.

XII съезд партии отмечал, что практически эти тенденции «выражаются в кичливо-пренебрежительном и бездушно-бюрократическом отношении русских советских чиновников к нуждам и потребностям национальных республик».

Вместе с тем необходимо было преодолеть упрощенное понимание проблемы коренизации некоторыми калмыцкими работниками: занятие всех руководящих постов представителями коренной национальности, независимо от степени подготовленности и политической зрелости того или иного работника. Эта тенденция некоторых калмыцких работников была в конечном счете отражением идеологии и практики местного (калмыцкого) национализма. Оба эти уклона, противоречащие принципам пролетарского интернационализма, несомненно, тормозили решение вопроса коренизации.

Иными словами, сущность коренизации заключалась не в простой замене одних работников другими по национальному признаку, а главным образом в том, чтобы максимально использовать в государственном аппарате лучших представителей коренной национальности, способных с наибольшим успехом вовлечь трудящиеся массы калмыков в управление государством, в строительство социалистического общества. Только таким путем можно было до конца убедить трудовой калмыцкий народ в том, что строительство социализма отвечает прежде всего его собственным интересам.

Калмыцкий облисполком 30 декабря 1926 г. создал специальную комиссию, перед которой была поставлена задача коренизации личного состава государственного аппарата и перевода делопроизводства на калмыцкий язык. В результате проделанной работы к концу 1928 г. были достигнуты определенные успехи. В областном комитете партии из 10 ответственных работников 8 были калмыками, а из 8 членов президиума облисполкома калмыков было 7.

То же самое происходило и в низовом партийно-советском аппарате. К концу 1927 г. в аймачных исполкомах было 82% калмыков и 18% представителей других национальностей. В улусных исполкомах калмыков было 84%, русских— 16% .

Все делопроизводство в государственных учреждениях Хошеутовского улуса было полностью переведено на калмыцкий язык. В остальных улусах в качестве опыта то же самое было сделано в двух-трех аймаках. Полностью было переведено преподавание на калмыцкий язык в I—II группах в 55 школах области. По неполным данным, из 50 работников изб-читален было 42 калмыка, которые вели работу на родном языке. На мероприятия по коренизации из средств местного бюджета только в 1928 г. было отпущено 42 770 руб.

Вместе с тем проблема коренизации не сводилась только к замене личного состава партийных, советских и хозяйственных органов. В годы гражданской войны и восстановления народного хозяйства в Калмыкии выросло немало замечательных работников русской национальности, интернационально настроенных, хорошо знавших язык, культуру, обычаи и психологию калмыцкого народа. Своим самоотверженным трудом рука об руку с калмыками они завоевали доверие, уважение и любовь калмыцких трудящихся, и, естественно, вопрос об их замене в порядке коренизации даже не ставился на повестку дня. Среди них следует отметить М. И. Брыкова (председателя правления Калмрыбаксоюза), его сестру М. И. Брыкову (партийного работника), П. Зверева (начальника районной милиции), А. С. Свиридова (директора рыбзавода «Улан хальмг»), Е. Герусова (журналиста), В.Жигадло (преподавателя математики), Н. Я. Морозова (инспектора Калмрыбаксоюза), братьев: И. Марышева (Калмпотребсоюз), М. Марышева (районного прокурора) и А. Марышева (партийного работника) и многих других.

Успешное решение вопроса коренизации явилось одним из важнейших условий реализации исторического лозунга партии: «Лицом к деревне».

Ближайшими помощниками коммунистов Калмыкии были комсомольцы, которые своими делами помогали воспитывать молодежь в духе социализма. В рядах областной комсомольской организации в начале 1928 г. насчитывалось 4299 членов (в конце 1925 г.— 2584). Комсомол Калмыкии самоотверженным трудом снискал себе глубокое уважение среди трудящихся. Не случайно в 1928 г. был избран на руководящую советскую работу в сельских и улусных исполкомах 41 комсомолец.

Видную роль комсомол играл в культурно-просветительной работе. В 1928 г. сеть политического просвещения комсомола Калмыкии насчитывала 72 кружка политического чтения, в которых занималось 1948 комсомольцев. Кроме того, в 9 политшколах и 4 пропагандистских коллективах обучалось 238 комсомольцев активистов, а 181 комсомолец посещал политшколы партийной сети. С 1924 по 1928 г. в школах и пунктах ликвидации неграмотности при самой непосредственной помощи комсомольцев было обучено 5994 человека. В области работала 61 изба-читальня, 34 из них полностью обслуживали комсомольцы.

При самом активном участии комсомольцев в 1928—1929 гг. в Большедербетовском улусе были созданы 21 товарищество по совместной обработке земли и колхоз «Инициатива комсомола», куда вошло 182 крестьянских хозяйства. Комсомольцы выступили инициаторами выращивания высоких урожаев зерновых. Все это вовлекало молодежь в активное социалистическое строительство.

В развитии хозяйственно-политической активности трудящихся повышалась роль профсоюзной организации области. В 1927 г. в Калмыкии было 8 отраслевых профессиональных союзов, которые объединяли 6649 человек. Профсоюз работников земли и леса к середине 1927 г. насчитывал в своих рядах 1298 человек, являясь надежным защитником интересов батрачества Калмыцкой степи. С 15 февраля 1928 г. по 1 января 1929 г. этим союзом было заключено, по неполным данным, 1980 трудовых договоров с охватом 2270 батраков и 13 коллективных договоров с охватом 1110 человек. Инспекторами по охране труда было обследовано 80 хозяйств и предприятий, в результате чего было передано в суд и положительно разрешено 31 дело о трудовых конфликтах.

Строительство социализма было немыслимо без вовлечения женщин-калмычек в хозяйственную, политическую и культурную жизнь области. Под руководством женотдела обкома ВКП(б) в начале 1928 г. работало 40 делегатских собраний (из них 39 в степи и 1 в городе) с участием 800 делегаток.

В период подготовки к выборам в Советы женотделом обкома ВКП(б) были проведены собрания с делегатками и беседы среди женщин области. Эта работа дала положительные результаты. Если в 1925 г. в выборах в Советы участвовало 10% всех женщин области, то в 1928 г.— 40,7%. Из 2040 человек, избранных в Советы, 356 человек, или 17,4%, были женщины.
К концу 1927 г. женщины составляли 11,2% областной партийной организации, 21,8% комсомольской организации и 11% членов исполнительных комитетов Советов.

Огромную роль в оживлении работы с женщинами-калмычками и привлечении их к активному участию в общественной жизни сыграли «Красные кибитки» и учрежденная в 1926 г. при облисполкоме Комиссия по улучшению быта и труда женщин.

Летом 1927 г. начали свою работу семь «Красных кибиток». Основным назначением «Красных кибиток» была охрана материнства и младенчества. «Красные кибитки» с июня по сентябрь 1927 г. обслужили 3121 женщину в семи хотонах. Работниками «Красных кибиток» были исключительно женщины-калмычки, имевшие опыт практической работы среди женщин. Они учили уходу за грудными детьми, рассказывали, какой вред наносят женщине ношение камзола и шевырлыков21, обучали гигиене быта в условиях оседлого образа жизни и т. д. В итоге этой работы почти во всех хотонах, где побывали «Красные кибитки», девушки сняли камзолы, а женщины — шевырлыки.

Группа калмычек у красной кибитки

Повышение общественно-политической активности трудящихся положительно сказывалось на развитии производства. Основной отраслью промышленности Калмыцкой области к концу восстановительного периода по-прежнему оставалась рыбная. В 1926— 1929 гг. принимаются меры к восстановлению и пополнению рыболовецкого инвентаря, увеличению капиталовложений и привлечению квалифицированной рабочей силы в рыбную промышленность. Ловом и переработкой рыбы занимались «Калмрыбтрест» (единственное государственное промышленное предприятие на территории области) и кооперативное объединение «Калмрыбаксоюз», созданное в 1927 г., а также индивидуальные ловецкие хозяйства.

Капитальные вложения по линии «Калмрыбтреста» в 1927— 1929 гг. составляли 595 тыс. руб. Эта сумма значительно превышала все затраты за предшествующие годы после гражданской войны. Рост капитальных вложений позволил значительно улучшить техническую оснащенность рыбных промыслов. Если в 1925 г. «Калмрыбтрест» имел только 3 паро-моторных судна, то в 1929 г. их стало 9. Рыболовецкий флот «Калмрыбтреста» к началу 1929 г. насчитывал в своем составе 139 единиц против 59 единиц в 1925 г. По всем категориям хозяйств рыболовецкий флот области с 1925 по 1929 г. вырос почти в 2 раза (с 1165 до 2306 единиц).

Значительно увеличилась по сравнению с довоенной реальная заработная плата рабочих, улучшилось их материальное благосостояние. Все это положительно сказалось на результатах работы промыслов. Государственной и кооперативными организациями в 1928 г. было выловлено и переработано рыбы в 3 раза больше, чем в 1925 г. К концу 1928 г. рыбная промышленность Калмыцкой области (по всем категориям хозяйств) дала стране около 4 млн. пудов рыбы, или 90% довоенного уровня. Тем не менее рыбные ресурсы использовались все еще недостаточно, а технический и организационный уровень рыбной промышленности оставался низким.

Развитие государственной и кооперативной рыбной промышленности закладывало основы социалистического сектора, меняло социальную структуру калмыцкого общества. Рыболовецкий промысел был основным занятием для 8% всех хозяйств Калмыкии. Однако продолжало заниматься земледелием 17% хозяйств, скотоводством — 75%, из которых вело кочевой и полукочевой образ жизни 66,4% .

Основой экономики области по-прежнему оставалось скотоводство. В 1928/29 г. на развитие животноводства был отпущен кредит в сумме 560740 руб., а в 1929/30 г.—613 151 руб. Благодаря значительным вложениям в развитие животноводства Калмыкии к 1929 г. по некоторым видам скота область превзошла довоенный уровень. Ветеринарная сеть увеличилась по сравнению с 1925 г. в 2,5 раза. Был проведен ряд мероприятий по улучшению выпасных и сенокосных угодий. Эти факторы ускорили восстановление скотоводческого хозяйства. В 1929 г. у калмыцкого крестьянства было 1238 754 головы всех видов скота против 1 116 888 в 1917 г. Однако поголовье лошадей и верблюдов все еще отставало от довоенного уровня, составляя соответственно 32,9% лошадей, 25,5% верблюдов.

Определенных успехов к концу 1929 г. достигли земледельческие хозяйства. В 1928 г. крестьянство Калмыкии закупило сельскохозяйственного инвентаря на 171153 руб., а в 1929 г.— на 399 941 руб. Это позволило в основном удовлетворить крестьянские хозяйства простым сельскохозяйственным инвентарем. К этому времени относится проведение некоторых мелиоративных работ, переход на правильный севооборот, посев районированными семенами. Все это способствовало восстановлению посевных площадей и росту урожайности. В 1929 г. крестьянством было засеяно 73 749 гектаров зерновых и технических культур, что составляло 102,4 /о площади посева 1917 г.

Валовая продукция всего народного хозяйства Калмыкии в 1928/29 г. составила 27 млн. руб. По мере оживления и подъема народного хозяйства укреплялись связи с другими районами страны. В 1927—1928 гг. крестьянство области продало за пределы Калмыкии — в Москву, Баку, Тулу, Астрахань — 59 689 голов скота.

Огромное значение в социалистическом строительстве в Калмыкии имело создание в самой гуще калмыцкого народа самостоятельного областного центра, который явился средоточием экономической, политической и культурной жизни Калмыцкой автономной области. Астрахань, в которой размещались центральные учреждения Калмыкии, не могла отвечать этим задачам хотя бы уже потому, что она административно и территориально не входила в состав Калмыцкой автономной области. Поэтому вопрос о создании самостоятельного областного центра стоял уже с первых дней Советской власти, но только к середине 20-х годов появились реальные возможности его разрешения.

V съезд Советов Калмыкии в 1925 г. принял решение перенести областной центр из Астрахани в Элисту, расположенную в районе наибольшего сосредоточения калмыцкого населения. 29 апреля 1926 г. ВЦИК утвердил решение съезда и дал указание СНК РСФСР оказать Калмыцкому облисполкому необходимую помощь в строительстве нового города. 6 мая 1927 г. СНК РСФСР принял постановление о перенесении центра Калмыцкой автономной области из Астрахани в Элисту. По пятилетнему плану строительства необходимых административных, культурно-бытовых и жилых зданий, утвержденному СНК РСФСР, было ассигновано 2,5 млн. руб. Советское правительство оказывало помощь строительству и благоустройству нового города стройматериалами и кадрами специалистов.
В Элисту была направлена группа картографов под руководством Животовского и инженера Херувимова для производства съемки местности и определения возможностей водоснабжения города. Общие принципы строительства Элисты были разработаны профессором МВТУ Коршуновым. К концу лета 1927 г. уже было построено пять деревянных домов: три одноэтажных и два двухэтажных. В Элисту начали переезжать некоторые отделы облисполкома. Весной и летом 1928 г. переехали остальные отделы облисполкома, редакции газет и управления различных ведомств. 27 мая 1928 г. в Элисте состоялось торжество по поводу начала работы областного исполнительного комитета в новом центре. Это был настоящий праздник -для всех трудящихся Калмыкии.

В 1928 г. в Элисте было введено в строй административных, жилых и коммунальных объектов общей площадью 4220 кв. м, а в 1929 г. —8313 кв.м.
В период восстановления народного хозяйства неуклонно росли капитальные вложения на развитие культуры, просвещения, здравоохранения. Если в 1913 г. в Калмыкии было лишь 6 амбулаторных и 11 фельдшерских пунктов, то в 1929 г. функционировало 19 врачебных участков, 14 больниц, 36 фельдшерских пунктов, 3 специализированных диспансера, 10 лечебно-профилактических учреждений матери и ребенка. Число больничных коек за это же время выросло с 77 до 387, врачей — с 7 до 63, фельдшеров — с 28 до 113. Улучшение охраны народного здоровья, а также материального положения трудящихся, достигнутое на основе успешного восстановления народного хозяйства, положительно сказалось на ликвидации ряда болезней и повышении жизнеспособности калмыцкого населения, значительно снизило процент смертности и повысило естественный его прирост. Так, в 1926—1929 гг. ежегодный прирост коренного населения равнялся 4%, в то время как в 1909— 1917 гг. — 0,5%. Если по переписи 1926 г. калмыцкое население области составляло 106299 человек, то в 1929 г. оно выросло до 118614 человек, т. е. на 11,5% .

В условиях Калмыкии производственное кооперирование раздробленных крестьянских хозяйств, которых в 1926 г. насчитывалось около 30 тыс., являлось основной задачей социалистического строительства. На этом пути крестьянство Калмыкии прошло ряд последовательных этапов, начиная с простейшего вида кооперации— потребительской. Кооперирование функций товарообмена, будучи экономически выгодным и доступным пониманию самых широких крестьянских масс, было крупным шагом на пути вытеснения частника из товарооборота, вместе с тем оно прививало крестьянину первичные навыки коллективизма.

Съезд уполномоченных областного Совета кооперативов в 1926 г. решил разделить свой союз на две самостоятельные организации: союз потребкооперации и союз кредитно-сельскохозяйственной и рыбопромысловой кооперации. В первый на 1 октября 1926 г. входило 22 потребительских общества с 5908 членами, во второй—19 кредитно-сельскохозяйственных товариществ с 4444 членами и одно рыбопроизводственное товарищество с 443 членами, а всего 10 795 крестьянских хозяйств.

Потребительская кооперация на 1 января 1927 г. объединяла 27,25%, а сельскохозяйственная — 9,8% всех крестьянских хозяйств Калмыцкой области. В 1927/28 хозяйственном году кооперация заняла в товарообороте Калмыкии господствующие позиции. В 1928/29 хозяйственном году 161 кооперативное предприятие сосредоточивало в своих руках 95% всего товарооборота, а 113 частных предприятий — 3,5%. Размеры частной торговли снизились не только в относительных, но и в абсолютных цифрах. Это была большая победа социалистического сектора в области торговли.

Заметно оживилось и производственное кооперирование. Переломным пунктом в производственном кооперировании крестьянства явился XV съезд партии, взявший курс на коллективизацию сельского хозяйства нашей страны. В своих решениях по этому вопросу съезд отмечал: «В настоящий период задача объединения и преобразования мелких индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные коллективы должна быть поставлена в качестве основной задачи партии в деревне». Категорически указывая на то, что коллективизация может происходить только при согласии на это самих трудящихся крестьян, съезд предлагал развернуть среди крестьян широкую пропаганду необходимости и выгодности перехода к крупному коллективному хозяйству.

Вопросы колхозного строительства глубоко волновали крестьянство, особенно его бедняцкие слои. На проходивших в сентябре 1928 г. улусных съездах Советов делегаты горячо обсуждали различные вопросы коллективизации, вскрывали многочисленные недостатки и слабости в колхозном строительстве, просили материальной и организационной помощи создающимся и уже созданным колхозам.

Под влиянием этого все усиливающегося интереса крестьянства к колхозам обком ВКП(б) и облисполком вплотную начали подготовку коллективизации сельского хозяйства в Калмыкии. 9 октября 1928 г. бюро обкома партии заслушало доклад о колхозном строительстве в Калмыкии и отметило «стихийный рост колхозов и весьма слабое обслуживание их» из-за отсутствия единого руководящего колхозного органа. Бюро обкома наметило ряд конкретных мер по улучшению колхозного строительства и приняло решение организовать колхозную секцию при животноводсоюзе. В развитие этого постановления обком партии направил 27 октября всем улусным комитетам циркулярное письмо, в котором предлагал безотлагательно приступить к обследованию всех имеющихся в улусах артелей, коммун и товариществ, выявить их организационную структуру и социальный состав, степень обеспеченности кредитами, сельхозинвентарем, земельными угодьями, промышленными товарами, фуражом и т. д. Обком предлагал создавать новые коллективные объединения различных форм, укрепляя их лучшими партийцами, а также по возможности объединять в более крупные коллективы уже имеющиеся мелкие коллективные объединения. «Обследование колхозов,— отмечалось в письме,— должно иметь целью окончательное организационное закрепление уже имеющихся объединений». Для проверки и обследования колхозов предлагалось создать в каждом улусе специальную Комиссию в составе партийных, советских И хозяйственных работников.

Обследованием в области было выявлено 154 коллективных объединения различных форм, куда входило около 2500 крестьянских хозяйств, т. е. 8,5% всех крестьянских хозяйств области.

17 ноября 1928 г. обком ВКП(б) циркулярным письмом предложил всем улусным комитетам партии провести перевыборы правлений во всех коллективных хозяйствах Калмыкии, обязав принять участие в них партийных и советских руководителей улусов . В ходе этих перевыборов, как отмечало бюро обкома ВКП(б), «вернее были выявлены лицо наших колхозов, организационные формы колхозного строительства, проведены первые шаги по очистке от лжеколхозов и классово чуждых элементов и по переходу на уставное положение».

Итоги экономического, политического и культурного развития Калмыкии в 1921 —1928 гг. показали несостоятельность утверждений о том, что в условиях весьма отсталой Калмыкии невозможно построить социализм. Исторический опыт наглядно свидетельствовал, что при помощи Советской власти и русского рабочего класса трудящиеся Калмыкии, руководимые областной партийной организацией, прочно встали на путь некапиталистического развития, на путь строительства основ социализма.
Особое значение в создании фундамента социализма в Калмыкии сыграл первый пятилетний план. В ходе первой пятилетки решались не только экономические, но и социальные задачи, происходило развитие национальной по форме, социалистической по содержанию культуры и формирование у трудящихся Калмыкии марксистско-ленинской идеологии. Этот комплексный подход нашел отражение в директивах по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства и культуры, принятых XV съездом партии. Как отмечалось в резолюции съезда, в плане должно быть уделено «особое внимание вопросам подъема экономики и культуры отсталых национальных окраин, исходя из необходимости постепенной ликвидации их экономической и культурной отсталости». В соответствии с этим в директивах предусматривался «более быстрый темп развития их экономики и культуры». Эта основная линия народнохозяйственного планирования сохранялась и в последующих пятилетках.

Разработка первого пятилетнего плана Калмыкии велась с учетом не только ее нужд, но и ее реальных возможностей, которые увязывались с нуждами и потребностями всей страны. Естественно, не все вопросы развития национальных районов могли быть решены сразу. Следовало поэтому определить основные направления пятилетки в каждом районе страны, учитывая всю совокупность их материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В составлении пятилетнего плана, в разработке его контрольных цифр активное участие приняли специалисты Нижне-Волжской краевой плановой комиссии, оказавшие в октябре — ноябре 1928 г. большую помощь плановым органам Калмыкии.

Пятилетний план развития народного хозяйства Калмыкии предусматривал ряд мероприятий в области промышленности, сельского хозяйства и обеспечения экономически обоснованного оседания 5720 кочевых калмыцких хозяйств. Отсутствие в Калмыкии современной промышленности, кадров технических специалистов и квалифицированных рабочих, полное отсутствие железных дорог и малочисленность автомобильного транспорта, неизученность материально-сырьевых ресурсов, чрезвычайная рассредоточенность населения и многие другие обстоятельства выдвигали на первое место в первой пятилетке Калмыкии задачи развития рыбной промышленности и сельского хозяйства. Этим определялся общий вклад Калмыкии в строительство социализма в СССР. Рыбная промышленность Калмыкии давала значительный процент союзного производства красной рыбы и черной икры, шедших в основном на экспорт, а сельское хозяйство — высокоценные породы скота и «мраморного» мяса, а также тонкорунную шерсть для текстильных предприятий страны.

Пятилетний план в области промышленности предусматривал частичную реконструкцию рыбопромыслового хозяйства, а также сооружение сравнительно небольших предприятий по переработке местного сырья, главным образом животноводческого. Предполагалось построить шерстомойную фабрику, овчинно-шубный завод, мясохладобойню, экстрактовый завод по переработке кермека (для дубления кож), а также кирпичный завод для местных строительных нужд. Строительство этих предприятий и последующая их деятельность должны были положить начало социалистической индустриализации Калмыкии, ликвидировать безработицу, создать кадры промышленных рабочих и особенно кадры промышленных рабочих коренной национальности.

План предусматривал также значительный рост социалистического сектора в сельском хозяйстве. Так, на лучших землях Калмыкии намечалось организовать, кроме уже существующего одного совхоза, еще пять животноводческих совхозов, что также создавало благоприятные условия и для решения проблемы безработицы. Социалистический сектор должен был укрепиться также за счет коллективизации бедняцких и батрацких хозяйств, причем уровень коллективизации намечалось довести к концу пятилетки до 31%.

Как указывалось на объединенном пленуме обкома ВКП(б) и областной контрольной комиссии (январь 1929 г.), рост социалистического сектора в сельском хозяйстве является главным фактором его реконструкции, могущим привести бедняцкие слои населения области к зажиточной и культурной жизни. Однако контрольная цифра коллективизации на пятилетку плановыми органами РСФСР была снижена с 31 до 24%. Этим подчеркивалась неподготовленность области к ускоренной коллективизации и необходимость большой подготовительной работы партийно-советских органов. В плане предусматривалось проведение сплошного межселенного землеустройства, отведение строго определенных участков землепользования селам, хотонам и отдельным колхозам.

Большое внимание было уделено развитию земледелия. В частности, Большедербетовский улус намечалось превратить в район крупного зернового хозяйства с доведением посевных площадей к концу пятилетки до 91 тыс. гектаров. Пятилетка должна была решить проблему полного снабжения трудящихся Калмыкии хлебом и другими продуктами полеводства за счет собственного производства. Намечались меры по дальнейшему обводнению степи.

На основе решения этих проблем предполагалось обеспечить к концу пятилетки значительный рост поголовья скота: овец грубошерстных— на 100%, мериносовых — на 123, крупного рогатого скота — на 33, лошадей — на 62 %.
Валовая продукция животноводства должна была возрасти с 10 963 400 руб. в 1927/28 г. до 17 738400 руб. в 1932/33 г., т. е. на 81,8%, а ее товарная часть — с 4666500 руб. до 9712000 руб., т. е. более чем вдвое. Общий объем капитальных вложений в пятилетке по всем отраслям народного хозяйства области определялся в 69959816 руб.

Окончательные цифры первого пятилетнего плана были утверждены в июне 1929 г. объединенным пленумом Калмыцкого обкома ВКП(б) и областной контрольной комиссии. Затем облисполком утвердил проект пятилетнего плана. Начались работы по его реализации.

Главная трудность состояла в осуществлении социалистической реконструкции сельского хозяйства. На этих вопросах была сосредоточена деятельность партийно-советских органов, на их решение были мобилизованы усилия всех трудящихся Калмыцкой автономной области.


< предыдущая > < содержание > < следующая >

Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz