Митиров А.Г. Ойраты-калмыки: века и поколения. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. - 384 с.: ил..

Зая-Пандита и принятие буддизма калмыками

Зая-Пандита приехал к ойратам в 1639 году и принял активное участие в подготовке Великого Уложения вместе с другими духовными лицами Ойратии. Участие духовенства в составлении Уложения сказалось на статьях закона, защищавших духовенство от какого бы то ни было посягательства и оскорблений, наложения штрафа. Великое Уложение закрепило принятие буддизма ойратами.

С этого времени численность духовенства стала увеличиваться во всех улусах, они беспрепятственно кочевали между владениями племен, их везде принимали с великим почетом, приглашали для проповедей, одаривали их подарками, отдавали им в учение многочисленных учеников".

Калмыцкие нойоны пригласили Зая-Пандиту для посвящения их подданных в учение Будды. В биографии Зая-Пандиты говорится, что он "по приглашению торгутов прибыл к ним весною в год курицы (1645)" по случаю болезни Даян-Эрки. Но в том же году старший сын Дайчина — Даян-Эрки, так блистательно начавший свою военную карьеру, скончался. Зая-Пандита совершил обряд похорон. Затем его пригласили Йелденг, Санджин, а в некоторых документах упоминается, что и Киросан, но по данным С. К. Богоявленского, он погиб в битве в Кабарде. Нойоны преподнесли в подарок хутукте несметные богатства. Зая-Пандита посвящал их в учение Будды, "и тем утолял жажды их в учении и приучал списывать священные книги, держать посты, читать мани, обходить вокруг (буддийских храмов) в знак почтения, поклоняться. ...Этим он положил семя, от которого должно произойти благодатное пожинание добрых дел". Приводится приблизительное количество имущества и скота, подаренного казне великого хутукты. Было подарено 10000 лошадей, 1000 — Цорджи, знатным ламам по 500 и более лошадей, более 100 лошадей взрослым грамотным банди, более 60 лошадей взрослым неграмотным банди, вновь поступившим банди по 20 лошадей, прислугам светского звания по 10 лошадей и более. Из этого становится ясным, что хутукта приехал с большой свитой из духовных лиц и учеников, а уехал с новыми учениками.

Говоря о принятии буддизма монголами и ойратами, мы вынуждены вернуться к истории вопроса, потому что исследователи, пользуясь разными источниками, писали об этом по-разному, указывая разные даты.

Мы опираемся в исследовании этого вопроса на материалы Ю. Лыткина. Он писал, что монголы и ойраты желтошапочной секты буддизма, основанной Зункавой, приняли ламаизм в XVI веке. Сам Зункава родился в год огненной курицы (1357). Отец его Даргачи, из фамилии Малч, был человек уважаемый всеми, осторожный и справедливый, мать его Ачой — была из фамилии Шинч. Зункава был четвертым ребенком в семье из шестерых детей. Родина Зункавы находилась в провинции Амдо.

Рождение Зункавы сопровождалось многими удивительными знамениями. О них говорится в биографии Зая-Пандиты: "Было много благоприятных предзнаменований. Когда Зункава вышел из чрева матери, потекла кровь на землю; на этом месте выросло сандаловое дерево со ста тысячами ветвей, на каждой ветви дерева было по одному Махакала, имевшему по шести рук и одному лицу. На это место пришел впоследствии один гелюнг-хубилган, носивший красно-желтую одежду, окружил это дерево оградою и поселился; потом воздвигнул из глины субурган. Далай-лама — Соднам Цзямцо — во время путешествия в Монголию повелел исправить этот субурган, ...устроить храм и поселить духовенство". Так был построен монастырь Го-бум, распространяющий святость и счастье и сделавшийся местом выражения уважения и почтения.

Зункава начальное духовное образование получил под руководством Дорчжи Дондуб-Ринчена, а в 1373 году отправился в Тибет, где у разных лам изучал основы буддизма и медицину. "От лам монастыря в Тенгери-гол он выслушал тантры, предавался созерцанию, упражнялся в изучении диалектики, особенно сочинения Дарма-Кирти, изучил цариг (наука диспутов), потом Ганджур и Данджур, астрологию, сочинения Нароны, в совершенстве усвоил учение о тарни и практические упражнения: рисование, религиозную пляску, пение, обряд возложения рук при благословении.

За годы учебы Зункава обзавелся учениками и последователями. С ними он уединился в пещере при реке Ем, предался созерцанию, принял обеты гелюнга.

В это время буддийская секта красношапочников переживала кризис учения. Духовенство предавалось светским развлечениям, нарушая правила нравственности, возвращаясь к шаманским обрядам: "они глотали ножи, выпускали изо рта огонь и обманывали народ внешним благочестием, обращая все внимание на заклинательные молитвы".

Зункава получил всестороннее духовное образование и в уединении много размышлял о состоянии буддизма своего времени. Он пришел к выводу, что буддизм потерял чистоту своих начал, и если не распространится истинное, очищенное учение Будды, то существа не испытают духовного наслаждения и не исполнится воля Учителя. Решившись восстановить и утвердить истинные начала учения, он установил восемь обетов (три обета для мирян, остальные пять для тойнов). "Миряне обязаны соблюдать 8 правил: 1) должны жить чисто; 2) не должны брать того, что не дали; 3) никого не должны лишать жизни; 4) не должны говорить лжи; 5) должны избегать питья и вина; 6) не должны плясать и играть; 7) должны избегать несвоевременной вечерней еды; 8) не должны лежать на высоком ложе и сидеть на высоком седалище". Если кто при этом соблюдает пост три раза в месяц, тот освобождается в этом перерождении от болезней и прочих препятствий мирской жизни; если убуши и убасанца будет свято хранить свои обеты, освободится от трех злополучных перерождений и отвергнет десять черных грехов, он вечно будет наслаждаться в этой и будущей жизни. По мере продвижения по духовной лестнице, количество обетов увеличивалось. Зункава ввел в употребление три желто-красные священные одежды, чаши ...которые были неизвестны приверженцам Китая и Тибета.

Зункава переселился в Лхасу и, составив себе могущественную партию в центре буддизма, произвел в нем большую реформу, одержав верх над приверженцами старого порядка.

Очищенное учение Будды, установленное Зункавой, было принято в Тибете, Непале, Индии, Монголии. "Буддисты вполне могли сказать, что учение Зункавы распространилось во всех десяти странах, и духовные секты желтошапочников наполнили всю вселенную".

В жизнеописании Зункавы говорится, что он в 1409 году в первый раз совершил 15-дневное празднество Цаган-Сара и объяснил хубилганство (перерождение) Будды Шакьямуни. На этот йорял в Зу (Лхасе) собралось до 20000 хувараков (представителей духовенства). Торжество было неслыханное: оно подействовало на воображение и ум народа более чем проповедь. С тех пор Далай-лама ежегодно совершает этот йорял, на который десятки тысяч людей приезжают в Лхасу из самых дальних стран.

Зункава в 1409 году построил монастырь Галдан, ученики его: Чжалмо-цойчжи основал монастырь Брайбун, Цалцоб-цорчжи — монастырь Сере, Гендуб-руб — монастырь Раши-хлумбо, являющиеся самыми почитаемыми святынями буддистов и центрами чистоты веры.

Зункава умер в 1419 году. "Высокие истины буддийского учения,— как писал Ю. Лыткин,— обращающего внимание человека на внутреннее содержание всего сущего, и жажда наслаждения ума заставили преклониться монгольские племена перед Далай-ламой", хранителем учения Будды.

Интересно заметить, как писал историк, "шаманство на закате своего существования в последний раз показало свои права в самом зародыше возникновения учения Будды: Туметский Алтан-хан по смерти своего отца Барса-Болота, умершего в 1531 году, взял за себя его жену Молон-хатун (свою мачеху), от которой имел сына Тубет-тайчжи; Молон-хатун по смерти своего второго мужа Алтан-хана, умершего в 1583 году, лишилась и своего любимого сына. Она дала приказание убить 100 мальчиков и 100 верблюдов и зарыть их вместе с умершим сыном. Более 40 мальчиков было уже убито, когда народ пришел в смятение и прекратил убийство: буддийское учение победило старое шаманство".

Учение Зункавы быстро распространилось среди монголов и ойратов. "Из среды самого народа при нем выступили проповедники этого учения и истребители старого. Энтузиазм и ревность религиозная овладели монголами и ойратами, они как будто хотели исчерпать всю силу своего духа в усвоении учения Будды".

С приездом Зая-Пандиты, учение Будды дошло до самых отдаленных окраин ойратского мира, можно считать, что с этого времени калмыки стали буддистами.

<Предыдущая> <Содержание> <Следующая>
 

Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz