Митиров А.Г. Ойраты-калмыки: века и поколения. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. - 384 с.: ил..

Урянкат и лесные урянкаты

Урянкаты относили себя к племенам киян и нукуз и притязали на участие в разжигании семидесяти очагов на Эргуне-Куне. У них был обычай кричать и поносить небо и тучи, когда гремел гром и сверкала молния. Они думали, что дракон изрыгает огонь и рычит. Это племя было многочисленным. Из него вышли два самых выдающихся полководца Чингис-хана — это Джелме и Субетай. Подвиги их и дела известны и описаны во многих исторических трудах. Потомки их были многочисленны и служили во всех концах империи на высоких должностях, были ханами и полководцами. Кроме собственно урянкатов, Рашид-ад-Дин отдельно выделил "лесных урянкатов". Лесные урянкаты находились в пределах Баргуджин-Токума, там же, где обитали племена кори, баргут и тумат, этнически близкие друг к другу. Эти племена называли лесными потому, что их юрты были в лесах. "Их одежда была из кожи животных; у них не было быков и баранов; вместо них они выращивали горных быков и коров, горных баранов, овец и джейранов, которые похожи на горную овцу; они ловили их и приручали". Пастьбу баранов они считали до такой степени большим пороком, что если отец или мать ругали дочь, то говорили: "Мы отдадим тебя такому человеку, у которого тебе придется ходить за баранами!''. Она же до крайности огорчалась, так что от огорчения и скорби вешалась".

Лесные урянкаты впоследствии смешались с другими племенами монголов. Из этого племени был тысяцкий левого крыла по имени Удачи, "его вместе с его тысячей назначили охранять великий гурук (запретное место) Чингис-хана", который находился в местности Бурхан-Халдун.

Об этом Рашид-ад-Дин оставил подробные сведения.
"После Чингис-хана его дети со своей тысячью охраняют запретное, заповедное их место — гурух с великими останками Чингис-хана в местности, которую называют Бурхан-Халдун, в войско не вступают и до настоящего времени они утверждены и прочно закреплены за охраною этих самых останков. Из детей Чингис-хана великие кости Тулуй-хана, Менгу-хана и детей Хубилай-хана и его рода также положили в упомянутой местности. Утверждают, что однажды Чингис-хан пришел в эту местность; в той равнине росло очень зеленое дерево. Ему весьма понравилась свежесть и зелень этого дерева. Чингис провел с часок под ним, и у него появилась некая внутренняя отрада. В этом состоянии он сказал эмирам и приближенным: "Место нашего последнего жилища должно быть здесь!". После его кончины именно в той местности, под тем деревом, они и устроили его великое заповедное место. Говорят, что в том же году эта равнина из-за большого количества выросших деревьев превратилась в огромный лес, так что совершенно невозможно было опознать то первое дерево, и ни одно живое существо не знает, которое же оно".

Есть предположение, что Бурхан-Халдун — это "древняя Бур-хан - ола", что такое же название носит небольшая речка, по-монгольски — Хуйтун, сливающаяся с Шара-гол, правым притоком Орхона, что возможно Бурхан-Халдун обозначает Бурхан-Куйтун.

Как видим, многие племена, особенно такие многочисленные и сильные, как найманы, кереиты, меркиты оказывали вооруженное сопротивление централизаторской политике Чингис-хана и в течение многих лет вели упорные бои, временами они объединялись между собой, а другие отходили к противной стороне. Части этих племен, надо полагать, достаточно многочисленные, ушли на запад, в Среднюю Азию и до Волги, впоследствии они вошли в состав тюркоязычных народов указанных регионов.

<Предыдущая> <Содержание> <Следующая>
 

Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz