Митиров А.Г. Ойраты-калмыки: века и поколения. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. - 384 с.: ил..

И это количество, по согласованию наместника ханства и Кольцова, с указанием "каких званий по частям" было расписано, а именно:

"Галдан-Норбе, который родился от первой Дондук-Омбиной жены Соломы:

Ики-Зюневых:  
Зайсанга Нармы 372 кибитки
Зайсанга Солом Нормы 30 кибиток
Зайсанга Джамбы 26 кибиток
Зайсанга Санжи-Раши 19 кибиток
Зайсанга Ласрана Бурхан шабинаров Бакши 71 кибитка
Джамчю-гелюнг Доржи Зайсанга Нормоджапа 17 кибиток
и Манджи Абгая 72 кибитки
Итого: 604 кибитки  

Другой Дондук-Омбиной жены Джан детям:
Первому — Рандулу — Ики-Баруновых:

Зайсанга Бардаржи 57 кибиток
Зайсанга Цагуна (Цагана) 31 кибитка
Зайсанга Гунги 20 кибиток
Зайсанга Дархан-Омбы 50 кибиток
Зайсанга Дондука 57 кибиток
Зайсанга Улан-Омбы 84 кибитки
Зайсанга Молы 45 кибиток
Зайсанга Баргая 22 кибитки
Зайсанга Ладжипа 20 кибиток
Зайсанга Аралы 54 кибитки
Зайсанга Саги 60 кибиток
Зайсанга Хоргона 34 кибитки
Ранжибай Цоржиновых шабинаров 70 кибиток
Итого: 604 кибитки.
 

Второму — Додьбе — Бага-Зюневых:

Зайсанга Галдана 120 кибиток
Зайсанга Тарбаджи 39 кибиток
Зайсанга Хурумши 18 кибиток
Зайсанга Чюдура 58 кибиток
Зайсанга Дондука 49 кибиток
Зайсанга Суди 15 кибиток
Зайсанга Джап Болота 81 кибитка
Зайсанга Шармета 24 кибитки
Итого: 404 кибитки
 
Третьему — Асараю — Бага-Баруновых:  
Зайсанга Темиря 105 кибиток
Зайсанга Дугана 116 кибиток
Зайсанга Сари 100 кибиток
Зайсанга Сетеря 18 кибиток
Итого: 404 кибитки.
 
Четвертому — Джубасару — Берисовых:  
Зайсанга Цой-Раши 142 кибитки
Зайсанга Далучи 18 кибиток
Зайсанга Хашхи 33 кибитки
Зайсанга Зана 42 кибитки
Зайсанга Бюрю-Церена 65 кибиток
Зайсанга Тели 7 кибиток
Зайсанга Ендона 9 кибиток
Зайсанга Хатая 5 кибиток
Зайсанга Отхона 28 кибиток
Зайсанга Актарака 10 кибиток
Зайсанга Гунцека 23 кибитки
Зайсанга Улан-Солома 7 кибиток
Зайсанга Чибака и Хоргона 15 кибиток
Итого: 404 кибитки.
 
А всего всех 2420 кибиток".
 


Некоторые аймаки имели двойное название. Например, жена Галдан-Норбо — Никба просила дать ей улус, называемый Ики-Зюн, "то ж и Арбан-хоюр", который состоит из четырехсот кибиток. То есть "Ики-Зюны" назывались еще и "Арбан-Хоюр".

В связи с этими разногласиями Татищев имел разговор с зайсангом Токмуком. Он говорил, что есть "знатные зайсанги, а именно: 1. Имянуемого улуса Бага-Зюна — Тиогусин Галдан; 2. Улуса Ики-Баруна зайсанг Серчик; 3. Улуса Запсара зайсанг Дамрин; 4. Улуса Бага-Баруна — Саид Джирхуин Тиомир да Нохоин Кичик, итого зайсангов пять человек и при том же он, Токмук, объявлял, что Бага-Барунов 1200 кибиток, Ики-Барунов 650 кибиток, Запсаров 200 кибиток, Ики-Зюнов, то ж и Арбан Хоюр 300 кибиток, Бага-Зюн 300 ж кибиток, итого 2650 кибиток".

К разделу Бага-Цохурова улуса Дондук-Даши прислал письмо Татищеву, в котором обстоятельно объяснил, что "по нашим правам Бага-Цохуров улус на какие части делить надлежит, а понеже наш большой хан детям своим улусы делил в такой силе:

1. Первой жены большему сыну, а моему отцу дано Керетей и Цатанов восемь тысяч кибиток.

2. Второй жены большему ж сыну Черен-Дондуку дано восемь же тысяч кибиток.

3. Дондук Омбина отца часть, которой был один — семь тысяч кибиток отданы детям его Дондук-Омбе и Бокшурге, а что тысячи кибиток пред протчими не додано и то учинено затем, что оной родился не от настоящей жены, того для по нашим правам тако и надлежит.

4.Отца моего брату Гунделеку, которой был манжиком, настоящей части не дано, токмо кормители его тысяча кибиток Бага-Цатаны, ибо оной манжиком учинился с таким намерением, чтоб ему ехать к Далай-ламе и быть при нем, того для полной части ему и не дано.

5. Черен-Дондуковым двум братьям Галдан-Данжину и Баранге-Череню дано по шести тысяч кибиток, о чем я и сам сведом, что наш большой хан детям своим улусы делил тако, а ныне Бага-Цохуров хотя и немного, однако ж надлежит разделить по тому ж праву".

Дондук-Даши приведением в качестве примера разделение наследства своим дедом Аюки-ханом дал понять, что по существующему обычаю деление производилось с учетом законности брака и рождения детей. Нужно отметить, что у калмыков законной считалась только первая жена.

Здесь же наместник представлял Кольцову сведения о том, сколько прежде этого "во время мирного их жития калмыцких улусов состояло" и сколько осталось после казахских нападений и междоусобных ссор, "а именно: во владении у отца его наместникова Чакдоржапа было 11 тысяч кибиток или более, а ныне от оных осталось только три тысячи 438 кибиток, Церен-Дондуковых было восемь тысяч, а ныне осталось три тысячи 673 кибитки, Галдан-Данжиновых было с шесть тысяч, а ныне в остатке 2312 кибиток, шабинаровых было с пять тысяч, а ныне в остатке с две тысячи кибиток, Доржи Назаровых было с восемь тысяч, а ныне в остатке с две тысячи кибиток, хошотовых было с три тысячи, а ныне в остатке с пятьсот кибиток, дербетевых было с четыре тысячи, а ныне надеется в остатке не более трех тысяч кибиток, а всего в остатке от сорока пяти тысяч токмо 16923 кибитки".

При всех этих подсчетах Дондук-Даши предъявлял требования о восстановлении улусов по их владельцам, как это было при его деде — Аюке-хане.

Несколько слов о судьбе сторонников ханши Джан. Хошеутовский владелец Сербеть был преданным сторонником хана Дондук-Омбо и его жены Джан. Он принял активное участие в разгроме войск Галдан-Данжина. Впоследствии он был пойман и подвергся пристрастному допросу с применением пыток и ударов кнутом.

На вопрос: "Кто с ханшею главные советники были?" он ответил: "В тайных делах у ханши главные советники: зайсанги Арла, Кусеп, Шандани Шарап, Темер Болот, Дундук Сезин, Габун Нимя — гелюн Неудюль, Боролин Даржа, в протчие же советы призываны были из владельцов я, Сербет, Бодонг, Ерембель, из зайсангов Худай, Чиган Чеучен (Цаган-Цецен), Данжин, Бюрюсан Хошучи, Ганжин, Цойджип, Байса, Бюрюнамро, Эмчи Габун Шарап".

На вопрос: "С чьего совета убил Галдан-Данжина?" он ответил: "Когда войска начали с Галдан-Данжиным и с протчими его товарищи владельцах сходиться к бою, то ханша Джан приказывала своим владельцам, в том числе и мне оного Галдана-Данжина с товарищи его ловить и бить до смерти и как оного Галдана поймали, то по оному ее, ханши, приказу, не докладывая ей вторично, велел я людям своим калмыкам, а именно: Хара Туке, Батырю Харабеин Етше убить его до смерти, кои и убили, ... а владельца Бая кто убил, я не знаю, Убашу убили ханшина владения зайсанги Темир Булатовы братья Баяр, Сумелю".

В указе Елизаветы Петровны по этим делам говорилось, что "владельца Сербета за его бывшую противность до весны содержать в Астрахани, а весною водяным путем отправить в Казань под крепким конвоем, и тамо оного содержать под караулом во всяком довольстве. А зайсангов, которые у ханши Джана употреблялись в противных советах удобвозможным образом искать случая переловить и с владельцем Сербетем отправить в Казань и содержать под караулом в довольстве ж, дабы тем способом единаче калмыцкое беспокойство привести в доброй порядок". Вместе со всеми "советниками ханши" в Казань попал и Эмчи Габун Шарап — историк, автор "Сказания о Дербен-Ойратах".

Сербеть был крещен 17 мая 1743 года и дано ему имя Семен Артемьев, но он стал писаться Семен Хошоутов. По его желанию он был отправлен из Казани в Москву к ханше Джан.

А ханша Джан с детьми была крещена 16 декабря 1744 года и наречены им имена: "Ей, Джану,— Вера, дочерям ее: Бунигаре —
Надежда, Делеку — Любовь; сыновьям ее: Рандулу — Петр, Додьбе — Алексей, Асараю — Иона, Джубасару — Филипп..."

Восприемницею у нее и детей ее от святыя купели соизволила быть сама императрица Елизавета Петровна. Крещеным были даны фамилия и титул князей Дондуковых и "при том высочайше повелено ей, ханше, именоваться и писаться княгинею, дочерям ее княжнами, а сыновьям ее князьями, о чем потом и имянной е.и.в. указ за прописанием собственныя руки в 6 день июля 1745 года Сенату данной воспоследовал. А пред крещением объявлено ей было, что ей, ханше, и вина ее отпускается, по крещении же выдано ей в награждение тысяча рублев, да детям ее всем шестерым тысяча ж рублев, а для крещения всем им сделано было платье ценою в тысячю семьсот рублев.

По имянному е.и.в. указу, состоявшемуся в 29 день ноября 1744 года повелено вместо определенной напредь сего на содержание ее с детьми годовой суммы дву тысяч рублев, отпускать на такое оной содержание по тысячю двести рублев в год, да определенному тогда ж в кадетской корпус сыну ее Рандулу сверх обыкновенного тамошняго содержания давать жалования по сту двадцати рублев на год.

А 17 декабря того ж года по имянному ж е.и.в. указу оной княгине Вере Дондуковой с детьми отдан в вечное владение бывшаго в Сибирском приказе купчины Алексея Квасникова каменной двор в Москве на Тверской улице, которой велено содержать им самим из всемилостивейше определенной на них суммы, а продавать оной двор им запретить.

1745 года июня 22 другой княгини Веры Дондуковой сын князь Алексей, 1747 года июля 2 третий сын князь Иона, а 1754 года четвертый князь Филипп по имянным е.и.в. указам определены в Кадетский корпус".

Князь Петр, служивший в кадетском корпусе прапорщиком, умер в 1752 году, а Филипп, служивший сержантом, умер в 1761 году.

Что "до дочерей ее, то меньшая княжна — Любовь еще в 1744 году в Москве умерла, а большая в 1750 году по высочайшему е.и.в. соизволению выдана замуж за находящегося в Ставрополе калмыцкого крещеного владельца Ивана Дербетева" и "дано тем новобрачным в награждение пятьсот рублев".

В 1749 году, по просьбе Веры Дондуковой, ей было позволено "для детей ее в кадетском корпусе находящихся жить вместо Москвы в Санкт- Петербурге на том же жалованье, на котором она и в Москве содержалась".

В 1746 году Вера Дондукова обратилась с просьбой выдать замуж княжну Надежду за Семена Хошоутова. На это ей из Коллегии Василий Бакунин ответил, что так как Сербеть был женат на дочери Дондук-Омбо от первой жены, то по христианской вере сестру первой его жены отдать невозможно.

В это время пожелала креститься дочь Галдан-Данжина — Тютеря. Дарма-Бала писала Татищеву, что она оставляет на попе¬чение шабинеров, кешиктенов, зайсангов в трехстах кибитках, чтобы они находились в услугах внучки ее Тютери и просила губернатора быть в курсе. Татищев поинтересовался состоянием имения Тютери и посланный капитан Копытовский рапортовал: 1) при Тютере было девятнадцать зайсангов, да духовного чина и калмык двести кибиток, с которых никаких податей не собиралось, а были они только для одних услуг; 2) улусных людей ее было тысяча кибиток; 3) около нее остались из них только тридцать кибиток, остальные находились в кочевьях в разных местах.

Тютеря была крещена и было дано ей имя Елена Иванова. Она была отправлена в Ставрополь к крещеным калмыкам, там на ней женился Семен Хошоутов — убийца ее отца.

О дальнейшей его судьбе позаботилась княгиня Вера Дондукова, по ее просьбе отправили его в Ставрополь. При этом отметили, что "владелец Семен Хошоутов в калмыцких улусах имел своих подданных калмык до двух тысяч кибиток и потому был знатным владельцем и ханским зятем, а ныне в Ставрополе над всеми крещеными калмыки главными полковник Кирило-Шарап из зайсангов и равной ему войсковой судья из владельцов не знатных Петр Торгоутский, и потому владельцу Семену Хошоутову быть в их команде будет обидно". Поэтому предписали "тайному советнику Оренбургскому губернатору Неплюеву определить его, Семена Хошоутова, в службу в Оренбург к крещеным калмыкам и к другим тамошним нерегулярным войскам полковником, или дать ему другой какой, применяясь к Ставропольским крещеным калмыкам войскового старшины чин с годовым жалованьем не меньше ста двадцати рублев, почему ему давано было и в Казани в бытности его под арестом. По прошению крещеной калмыцкой княгини Веры Дондуковой зятю ее, владельцу ж и Ставропольскому ротмистру Ивану Дербетеву во удовольствие той княгини чин войскового старшины дать заблагорассуждается, но в Ставрополе тем чином определить его, кажется, невозможно затем, что тамо большей его брат Иван же Дербетев состоит в ротмистрах и старше его и для того и помянутого княгини Дондуковой зятя, ротмистра Ивана меншого Дербетева, тайному советнику Неплюеву определить в Оренбург к крещеным же калмыцким и другим нерегулярным войскам войсковым есаулом или другим тому подобным каким чином... обоим владельцам Хошоутову и Дербетеву велеть тамо построить и дать казеные дворы".

В истории калмыцких ханов Дондук-Даши назван "лучшим из ханов". Своей государственной деятельностью он заслужил эту характеристику. Мы знаем как добивался ханского трона Дондук-Омбо, какие были им потрачены силы, в какое движение были приведены улусы и целые народы, сколько пролито крови. Дондук-Даши же, придя к власти, не сделал ни одного распоряжения по сбору войск не только для отражения нападений или оказания сопротивления, но и преследования кого-либо. Он не прибегал к силе оружия в деле приведения улусов к спокойствию, а через посыльных и письменные пересылки старался примирить недово¬льных и обиженных. Конечно, тут сказались и умелые действия такого деятеля, как Татищев.

Дондук-Даши с первых дней своего прихода к власти начал собирать сведения о количестве калмыцких улусов и численности кибиток в них. Он располагал сведениями о числе кибиток в определенных улусах при Аюке-хане и сколько их осталось на данное время, знал сколько отобрано людей у нойонов его предшественником, сколько ушло в российские города, сколько из них приняли крещение. Для решения внутренних и пограничных споров он решил привести в соответствие действующие российские и калмыцкие законы и права.
Будучи на коронации Елизаветы Петровны, он подавал прошение о составлении калмыцкого права, так как у калмыков, много лет назад отделившихся от Дербен-Ойратов и "живущих среди многочисленного и чуждого народа, изменились нравы и привились многие хорошие и дурные качества, прежде у них не бывшие", поэтому пришло время для составления новых законов на основе старых.

По этому вопросу Татищеву прислали указ о том, чтобы губернатор сочинил право на основе российских и калмыцких законов, отыскав "к тому пристойные указы предков наших, имеющиеся о калмыцких делах в Астраханской губернии и древние между калмыками же и татар с тамошними нашими пограничными в судах происходимые обыкновении" и привлек к этому делу бригадира и коменданта Кольцова и полковника, Саратовского воеводу Беклемишева, узнав их мнение на сей счет. "При сем для вашего известия посылается перевод с их калмыцкого и мунгальского права, постановленного 1640 года и с которого усмотрите: 1 -е. Что у них за убивство человека положена плата, а смерти нет. 2-е. За кражу вместо наказания ворам великая плата ж. 3-е. Что ежели кто покраденого скота след приведет в чей улус, которой того следа в другое место не отведет, то оной платить повинен".

При этом указывалось, что в новом праве нужно постановить: "1-е. О убивстве по нашим правам, изъясня при том бываемые случаи; 2-е. За краденых с обе стороны лошадей и другой скот написать не малую цену, дабы тем бываемое пред сим калмыцкое обыкновение, что они вместо всякой лошади, которая хотя б и великой цены была, платили лошадь за лошадь, ...ворам за отгон и за кражу чинить жестокое наказание".

В своей просьбе Дондук-Даши указывал на несоответствия законов и наказаний за одни и те же преступления калмыкам и русским. Он писал, так как между "россиян и калмык в больших и малых, явных и тайных делах суд и расправа производятся неодинаково, по разными образы и по подобию жребия", отчего "калмыцкий народ несет большую тягость и хотя россиане нашего человека явным образом убьют до смерти, то мы в том справедливости получить не можем". Поэтому он просил "для произведения между нами справедливого суда и расправы во всех местах единым, а не разными образы пожаловать выдать письменное право" и командирам волжских городов "наикрепчайше подтвердить", чтобы по тому "суд производили".

А к Татищеву в частном письме наместник писал: "От вас требую совета в том, что калмыцкие улусы в междоусобном неспокойстве долговременно продолжились, и от происхождения многих непорядков прочие владельцы всякой по своей воле в делах правление чинили". Поэтому "намерение имею, кроме Аюки-хана другими владельцами в делах, что не в пользу калмыцких улусов учинено, оное уничтожа учинить по надлежащей справедливости".

Татищев и Беклемишев не написали никаких законов. У Дондук-Даши с Татищевым по поводу сочинения прав и справедливого решения суда между калмыками и русскими происходили острые полемики и имелись расхождения. За время пребывания Татищева на посту губернатора они так и не пришли к согласию и вынуждены были разорвать отношения.

<Предыдущая> <Содержание> <Следующая>
 

Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz