Феоктистов "РУССКИЕ, КАЗАХИ И АЛТАЙ"


Вернемся к фактам

В описаниях Бернеса в 1771 г. четко показано, что казахи приблизились к Иртышской линии, но находятся на значительном расстоянии в верховьях р. Чар (Чар-Гурбан). Н. Г. Путинцев сообщает (на основании военных донесений), что «Лишь только с 1758 г. киргизы начинают приближаться к казачьим линиям и даже с разрешения их местного начальства переходят на внутреннюю сторону...». И не противореча этим сообщениям, И. Андреев только подтверждает, что в 1788 г. казахи подошли и находятся у линии, но не за линией. Факт нападения на лагерь у Тенькинского редута свидетельствует о небезоблачных отношениях встретившихся у линии казахов и казаков и уж никак не подтверждает, что казахи мирно пасли скот под носом у казаков. По друзьям не открывают огонь из ружей и пушки. Скорее здесь иная картина - издалека прискакали незнакомые люди, не очень вежливо себя поведшие, за что и получили по заслугам. Лишь указ императора Павла I в 1798 г. разрешил султану Средней орды Кочину перейти на правый берег Иртыша. В свете изложенных фактов, по крайней мере, странным выглядит утверждение авторов «Реальности», что «Огромные пространства лучших земель по берегам Урала, Уи, Ори, Иртышу, в долинах Каратала, Лепсы, Аксу, Или были изъяты у коренного населения».
Здесь не могу не отметить, что казахам было разрешено селиться в долине Иртыша при условии, что они начнут осваивать хлебопашество и согласятся переходить к оседлости. Но этого не случилось.
И, наверное, я не открою новых истин, если скажу, что, как в прошлые века, так и сейчас, так будет и в будущем, что пустующие земли, плохообрабатываемые, используемые не по назначению всегда и везде отторгались, отторгаются и будут отторгаться у нерадивых хозяев.
В целом же, статья «Реальность» направлена на «доказательство» справедливости сталинских границ республики, установленных в 1936 г., хотя это и противоречит нормам международного права. Авторы статьи выступают, как прямые наследники империй Чингис-хана и Джунгар. Невольно возникает вопрос, когда же историки перестанут служить политикам и начнут служить Истине!
И что поразительно! И казахи, и другие народы, проживающие на территории республики, имеют весьма поверхностные представления о истории края, где они родились и часто проживают всю жизнь. Спросите любого гражданина суверенной республике, имеющего среднее или высшее образование: где и когда было Джунгарское ханство? Как формировался казахский этнос? Какие границы были у республики в Советское время? Как и почему они менялись? Когда начала внедряться мусульманская религия у казахов и что этому способствовало? И много других вопросов, на которые надо знать ответ, чтобы не идти на поводу у псевдоученых, служащих политикам, а не Истине.
Но есть вопросы, на которые невозможно ответить, даже хорошо зная историю и служа Истине. Как и почему установлены границы в целом ряде автономий и республик не могут ответить ни честные историке, ни мудрецы из бывшего Союзного руководства. Загадочным этот вопрос остается не только для Казахстана, но и для Нагорного Карабаха с преобладающим армянским населением, но отданного под юрисдикцию Азербайджана, и для Молдовы, бывшей Молдаванской АССР Украинской ССР, которой было подчинено левобережье Днестра, земли которые издревле были русскими с русским населением и никогда не входившими в состав Молдавского княжества. Удивительно и создание Карельской АССР с 90% русского населения. Такие же недоуменные вопросы можно поставить по делению обеих Осетий и Грузии, Якутии и Коми, Эстонии с 80% русских в районах Нарвы и Кохтла-Ярве, спор Литвы и Белоруссии.
Все административные границы республик и автономий устанавливались волевым решением наших вождей без учета исторических и этнических реалий, сложившихся к тому времени, и без всякого волеизъявления проживающих там народов. Это и есть волюнтаризм, который привел и не раз еще приведет к трагедиям целых народов. Одним из примеров служат решения ленинского в 1921 и 1922 гг. и сталинского в 1936 г. правительств при определении казахских границ. В результате в республике оказалось значительно больше славянского населения, чем тюркоязычного. И несмотря на это, при равных конституционных правах граждан независимо от национальности в республике сложилась ситуация, когда один народ имеет значительные преимущества по сравнению с другими. Это народ, именем которого названа республика. И действительно, если мы посмотрим бесстрастные цифры статистики, то нас поразят пропорции между общим числом граждан той или иной национальности и количеством лиц, имеющих высшее образование, занятых на руководящей работе, членов Коммунистической партии Казахстана (существенно, что не Казахской коммунистической партии по национальному признаку, а Казахстана по территориальному признаку, т. е. партии куда имеют доступ все достойные жители республики), представленных к правительственным наградам и т. д. и т. п. Изучив статистические сборники, мы придем к выводу, что в течение нескольких десятилетий неотъемлемые права для каждого гражданина республики переросли в сверхправа для одного народа. Руководящая работа в республике по всем звеньям иерархической лестницы для казахов является приоритетной и составляет 65%, из 30 человек Президентского Совета казахи составляют 23. Это при 40% казахов от общего числa граждан. И данный неведомо каким путем, Верховный Совет КазССР издает дискриминационные законы, одним из которых является Закон «О языках в Казахской ССР», согласно которому государственным языком признается казахский, а языком межнационального общения - русский. Теперь продвижение по служебной лестнице будет определяться не знаниями, опытом и мастерством, а степенью овладения государственным языком. Что остается делать большинству русского, украинского, немецкого, корейского населения, не говоря уже о татарах, дунганах, каракалпаках и других? Учить казахский язык. Но, боюсь, что и это не поможет, потому что в основе нынешней политики казахского руководства лежат националистические устремления, предполагающие место под солнцем только одному народу, народу, чьим именем названа республика. Как бы вам не просчитаться, господа! Национализм никогда не кончал хорошо.
Я далек от мысли обвинять весь казахский народ. Нет, напротив, я верю в народную мудрость, которая поможет найти пути для взаимного понимания между народами от больших, как русский и казахский народы, до самых малых, как дунгане и уйгуры. Это, прежде всего, нужно самому казахскому народу, потому что, если он встанет на путь геноцида против других народов, конец у него будет такой же, как у джунгар, не смогших преодолеть средневекового национализма и павших под ударами китайских захватчиков. В истории наших народов есть один поразительный пример сосуществования разных народов длительное время - это пример русского народа, прошедшего менее чем за двести лет, от Урала до Камчатки и не уничтожившего ни одного народа. Может быть, направить усилия историков и политиков на изучение этого феномена, которого не знала ни одна страна и ни один народ. Пока еще мир не готов к осознанию этой парадигмы. Примеров тому много - от нынешней Югославии и Карабаха до не так давно прошедших времен нацистской Германии. Но когда-то надо же задуматься!
Ведь наука обязана своим существованием не только изобретению средств убийства, сейчас ее главное назначение - обобщить общечеловеческий опыт и призывать к гуманизму не только по отношению к индивидам, но и к целым народам, и даже, более того, к геобиоценозам, т.е. к Природе.
И последний мой призыв. Не верьте историкам, которые служат политикам.

Ал. ФЕОКТИСТОВ,
Февраль 1991 г.
Москва - Усть-Каменогорск.

 


Предыдущая ] [ Оглавление ]

Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz