ГЛАВА 7

Айкидо было создано в первой половине XX века одним из наиболее выдающихся мастеров боевых искусств Морихеем Уэсибой. Айкидо представляет собой одновременно упрощение и усложнение старинных восточных единоборств. Его приемы имеют по своей сути защитный характер. Они воплощаются в круговых движениях, этих носителях «живой созидающей силы», в полном согласии с «универсальными законами» внутри естественного плавного ритма, и тем самым гасят любой конфликт, присущий воинственному противостоянию. Определенным образом айкидо выступает как нравственная дисциплина, стремящаяся к тому, чтобы сохранить физическую целостность нападающего.
Спортивных соревнований по этому стилю не предусмотрено.

Общественная организация Федерация
таэквон-до (ИТФ)
Республики Калмыкия

Основатель Чхве Хон Хи

Начало развитию этого северокорейского направления боевого искусства в республике положила группа молодых людей, ранее занимавшихся по южнокорейской версии (ВТФ) у Довданова В. А. Датой рождения Федерации можно считать 14 ноября 1996 года – день проведения учредительной конференции. В состав учредителей входили Бадмушкиев Мингиян, Наминов Олег, Егоров Виталий, Бадмаев Владислав. Деятельность Федерации началась не с нуля, так как эти ребята ранее уже приобрели необходимый административный опыт и технические навыки, позволившие им впоследствии достойно представлять Калмыкию на различных семинарах и соревнованиях. Этим можно объяснить высокий уровень мастерства и довольно успешную работу Федерации в дальнейшем. Аттестации на подтверждение и получение черных поясов, проводимые мастерами таэквон-до (ИТФ) из России, блестяще подтвердили их высокую квалификацию.

За период с 1996 г. по 2003 г. проведено 8 аттестационных семинаров с участием мастеров таэквон-до (ИТФ) из России. Первый открытый городской турнир по таэквон-до (ИТФ) был проведен 30 апреля 1998 года в спортивном зале городского лицея. Помимо мероприятий, проводимых в республике, члены Федерации принимали участие в российских соревнованиях и семинарах. Как и любая другая спортивная организация, Федерация испытывает определенные трудности: нет собственной базы, не хватает спортивной экипировки и инвентаря, но тем не менее, она продолжает функционировать.
В данный момент ее возглавляет Бадмаев Владислав Валериевич, обладатель черного пояса 2-го дана.

Черные пояса:
Фамилия, имя дан примечание

1. Бадмушкиев М. Г. 1
2. Наминов О. С. 1
3. Бадмаев В. В. 2
4. Убушиев С. 1

Семинары (г. Элиста):

Год Наименования мероприятия место проведения
1996 январь Аттестационный семинар
Владимир Чернухин – 4-й дан
г.Элиста, с/зал «Динамо»
1997 февраль Аттестационный семинар
Владимир Чернухин – 4-й дан
г.Элиста, с/зал «Динамо»
1998 апрель Аттестационный семинар
Олег Новомлинов – 4-й дан
г.Элиста,
с/зал СШ 20
1999 апрель Аттестационный семинар
Юрий Кан – 4-й дан
г.Элиста,
с/зал СШ 20
1999 Аттестационный семинар
Мингиян Бадмушкиев – 1-й дан
г.Элиста,
с/зал СШ 20
2000 апрель Аттестационный семинар
Олег Новомлинов – 4-й дан
г.Элиста,
с/зал СШ 20
2001 апрель Аттестационный семинар
Олег Новомлинов – 4-й дан
г.Элиста,
с/зал СШ 20
2002 апрель Аттестационный семинар
Олег Новомлинов – 4-й дан
г.Элиста,
с/зал СШ 20

Семинары на выезде:

Год Ф. И. О. участников место проведения
1997 Бадмушкиев М., Наминов О., Бадмаев В., Егоров В. г. Волгоград
1998 Бадмушкиев М., Наминов О., Бадмаев В., Мутулова Б. г. Ростов
1999 Бадмушкиев М., Бадмаев В. г. Нальчик
2000 Бадмаев В. г. Волгоград
2001 Бадмаев В. г. Москва
2002 Бадмаев В. г. Волгоград

Соревнования на выезде:

Год Наименования мероприятия, место проведения, результат
1997 Чемпионат Юга России. г. Ростов. Бадмушкиев М.– 2 место,
Наминов О.– 3 место.
2002 Чемпионат Юга России. г. Волгоград. Убушиев С.– 1 место (среди
юниоров) он же – 3 место (среди взрослых

Международная Федерация таэквон-до (ИТФ) была создана в Сеуле генералом Чхве Хон Хи в 1966 году. В 1972 году штаб-квартира этой организации была переведена в Канаду, г. Торонто. Основной «плацдарм» ИТФ – это КНДР. Правила, по которым проводятся соревнования, учитывают в равной степени работу рук и ног, т. е. 50/50 процентов, и в какой-то мере схожи с правилами соревнований, проводимых по каратэ-до.

Стиль Эншин-кай каратэ-до
Основатель Дзёко Ниномия

В Калмыкии этот стиль стал культивироваться с 2002 года. Начало его развитию положил Цедеев Эдуард Анатольевич. Боевыми искусствами он начал заниматься в 1984 году у Льва Борисовича Санжиева, который собрал единомышленников и стал проводить с ними занятия в спорткомплексе КГУ. В 1985 году, в связи с тем, что Л. Б. Санжиев не смог больше вести тренировки, Эдуард пришел тренироваться к Бембееву Ю. Э-Г. и прозанимался до 1987 года, после чего служил в рядах Советской Армии. Отслужив в армии, продолжил тренировки в прежней секции. Дважды, в 1989–1990 гг., он выступал на соревнованиях по рукопашному бою, где занял призовое место.

Год Наименование мероприятия место проведения
1991 Семинар – сэнсэй Хирокоцу Канадзава, обладатель 10-го дана г. Москва
1993 Семинар по школе «Санэ» – Тадеуш Касьянов г. Москва
1997 Семинар – Николаев В. А., президент Западно-Российской организации киокушинкай каратэ-до,
обладатель 4-го дана г. Лагань
1998 Семинар – Говард Коллинз, технический директор Всемирной организации киокушинкай каратэ-до, обладатель 7-го дана г. Москва
2001 Семинар – Глушенков Б. В., президент Западно-Российской организации киокушинкай каратэ-до,
обладатель 4-го дана, г. Москва
2002 С письменного разрешения кантё (основателя стиля) Дзёко Ниномия Цедеев Э. А. организовал и зарегистрировал Федерацию Эншин-кай каратэ-до в Республике Калмыкия г. Элиста

Эншин-кай каратэ-до – стиль, основанный на теории кругового движения, синтез каратэ-до Киокушинкай и джиу-джитсу. Помимо приемов, применяемых в стиле Киокушинкай каратэ-до, разрешено использовать броски, захваты, заломы, удары в полный контакт без протекторов. Сам основатель стиля Дзёко Ниномия является Чемпионом Японии 1978 года по стилю Киокушинкай каратэ-до и призером 1-го Чемпионата Мира по этому же стилю.

Русский стиль рукопашного боя
(стиль Кадочникова)

Появление русского стиля рукопашного боя (стиль Кадочникова) у нас в республике связано с именем Саксыкова А. С., которому удалось поучаствовать в самом первом семинаре, проводимом самим А. А. Кадочниковым. Дальнейший импульс развитию русского стиля рукопашного боя в Калмыкии придал Даваев С. С., который с 1982 по 1984 гг. занимался дзю-до у Саксыкова А. С., а с 1984 по 1988 гг. занимался каратэ (стиль дзе-син-мон) у своего отца, известного тренера-инструктора боевых искусств Даваева С. К., с детства зародившего в нем интерес к боевым искусствам.

Семинары по русскому стилю рукопашного боя (стиль Кадочникова), в которых
участвовал Даваев С. С.

Год, Наименования мероприятия, место проведения
1991 декабрь Семинар г. Алушта

1992 февраль Семинар – Ретюнских А. Н.– президент Федерации
Русского боевого искусства г. Алушта

1992 август Месячные курсы «Школа подготовки телохранителей»
по системе Кадочникова А. А. г. Дзержинск

1994 февраль Семинар – Ретюнских А. Н. г. Санкт-Петербург

Стиль, ставший основой в Краснодарской школе, ведет свою родословную от В. А. Спиридонова. Этот стиль прошел испытания войной, сегодняшним уровнем во многом обязан А. А. Кадочникову, именем которого его сейчас называют. Все приемы стиля Кадочникова основаны, в первую очередь, на законах механики, знаниях системы рычагов, устойчивости стержней и тому подобных понятиях. В ходе тренировок ученики постигают, как с помощью легкого движения обратить себе на пользу усилия соперника. Техника русского стиля, по мнению некоторых экспертов (А. Н. Ретюнских), не требует от спортсмена ни каких-то суперфизических возможностей, ни больших затрат энергии.

Стиль «уличный бой»
(реальная схватка)

Уличный бой (реальная схватка) имеет более древнее происхождение, чем любой стиль боевых искусств. Его историю, наверное, можно вести с доисторических времен, когда люди, вооружившись камнями, палками и другими подручными средствами, охотились на диких зверей или защищали свою территорию от набегов соседних племен. С тех пор и до сегодняшнего дня несмотря на все успехи цивилизации силовой метод все еще остается одним из основных в разрешении многих конфликтных ситуаций, особенно в молодежной среде. Даже некоторые представительницы «слабого» пола без особой спецподготовки могут вполне квалифицированно продемонстрировать приемы реальной схватки (уличного боя). Это можно объяснить как примитивностью приемов, так и действием, вернее, живучестью грубых инстинктов. Как бы то ни было, уличный бой продолжает реально существовать и в XXI веке; он живуч, как сорняк.

Уличный бой можно назвать одним словом – драка. Калмыкам приходилось много драться в период депортации, особенно в первое время. Да и потом, по свидетельствам многих очевидцев и участников, после того как подросло поколение спецпереселенцев, высланных в детском и отроческом возрасте, им часто приходилось доказывать свою правоту с помощью кулаков.

После возвращения из депортации очень частыми были стычки между калмыками и русскими, в Элисте это происходило обычно в районе парка «Дружба». Эти столкновения носили локальный характер и не оказали какого-либо серьезного воздействия на межнациональные отношения, а в последние 10-15 лет практически полностью прекратились. Однако недавние события в с. Садовом показали, что успокаиваться еще рано. Межэтнические конфликты, как правило, начинаются с обычной потасовки, схватки, драки, т. е. с того самого «уличного боя», который вполне бы мог, если бы не решительные действия властей, перерасти в настоящий бой с применением огнестрельного (даже автоматического!) оружия. Конечно же, в цивилизованном обществе все конфликты должны решаться в правовом русле, с учетом интересов всех сторон, и прежде всего, коренного населения. Это тем более необходимо учитывать, когда речь идет о калмыках.

История нашего народа – это бесконечная череда больших и малых войн, наложивших глубокий отпечаток на нашу ментальность. Многовековое воздействие строгих законов Ясы (йосн) Чингисхана и огромное влияние миролюбивого буддизма сдерживают в рамках приличия нашу природную ярость и жажду крови, но все это мгновенно улетучивается, стоит только выпить спиртного. Эту нашу особенность засвидетельствовал еще Н. В. Гоголь. Когда-то статья 206 Уголовного кодекса – за хулиганство, в том числе и с применением холодного оружия – так и называлась «калмыцкой» (калмычкой). Не говоря уже об Элисте, практически в каждом калмыцком селе многие (а это тысячи!) молодые люди отсидели за драку, которые происходили в основном после распития спиртного. Сколько искалечено человеческих судеб! Кто посчитал, какой вред нанесло это нравственному и физическому здоровью нашего народа? Думается, что гораздо эффективнее было, если бы у нас в Калмыкии молодых людей за драку (не с фатальным исходом) не сажали в тюрьму (все равно тюрьма только калечит, но не исправляет), а подвергали бы публичному физическому воздействию (порке). Это остудило бы многие горячие головы любителей без разбору махать кулаками.

Уличный бой (реальная схватка) будет существовать, а значит, развиваться до тех пор, пока будет жив человек в нашем сегодняшнем понимании.

Несмотря на то что уличному бою присущи простота приемов и некоторый примитивизм, к нему нельзя относиться с пренебрежением. Лучшие представители этого стиля в реальной схватке могут дать фору многим представителям спортивных и боевых единоборств. Тема эта еще мало изучена, широкой публике практически не известна. Чтобы наглядно представить, что такое стиль «уличный бой» (реальная схватка), расскажем об одном из его ярчайших представителей. Бурбеджалов Сергей Борисович родился 20. 05. 1951 г. в г. Куйбышеве Новосибирской области. В 1957 г. семья переехала на родину – в Элисту. Как и все мальчишки той поры, он увлекался голубями, гонял на самокате. Учась в 8-м классе, стал самостоятельно целенаправленно заниматься атлетическими упражнениями, прорабатывающими все мышцы, работал на перекладине, кольцах, ходил на руках и делал другие гимнастические упражнения. И сейчас, когда ему уже за пятьдесят, он свободно делает такое сложное гимнастическое упражнение, как «флажок». В 10---м классе он, хотя и не посещал спортивную секцию, стал чемпионом города Элисты по борьбе.

После окончания средней школы учился в автошколе и в КГУ на вечернем отделении общетехнического факультета. Служил в рядах Советской Армии. После армии продолжил образование в г. Ростове – на – Дону, в РИСИ. Занимался борьбой, защищал честь института. Среднего роста и среднего телосложения, он был физически очень крепкий: на каждой руке подтягивался по 15 раз, мог в прыжке с места сбить ногой лампочку на потолке, хотя боевыми искусствами специально никогда не занимался. Как лидеру калмыцкого студенческого землячества, ему не раз приходилось принимать участие в разрешении различных конфликтных ситуаций. Еще на 1-м курсе произошел конфликт с многочисленной азербайджанской диаспорой, представители которой довольно пренебрежительно относились ко всем окружающим, калмыков же они вообще всерьез не воспринимали. Ситуацию решено было разрешить только в реальном поединке один на один. С той стороны вышел какой-то именитый спортсмен, который был быстро сломлен и его еле откачали. После этого случая отношение к калмыкам со стороны студентов РИСИ всех национальностей резко изменилось в лучшую сторону. Как вспоминал Сергей Борисович, хотя азербайджанцев было много, он тогда не испытывал никакого чувства страха. С ним было несколько земляков – калмыков, которые были в нем абсолютно уверены, и он никак не мог их подвести, а поддержка земляков очень много значит.

На 2-3 курсах были уже столкновения с местными. Особенно памятной была схватка с одним бывшим десантником, каратистом, бывшим к тому же кандидатом в мастера спорта по боксу. Тот оскорбил личное и национальное достоинство С. Б. Бурбеджалова. На просьбу извиниться он никак не отреагировал, а наоборот, полез драться. В результате жестоко пострадал, да к тому же еще и написал заявление в милицию. После убедительной победы над этой местной знаменитостью уважение к калмыкам возросло не только в Ростове – на – Дону, но и в других городах Ростовской области. Во время приезда на каникулы в Элисту, а каждый такой приезд был настоящим праздником, произошел такой эпизод. В центре Элисты в те годы стоял большой гладкий столб, по которому нужно было подняться на самый верх. Это было очень непросто и удалось однажды только одному сильному и ловкому кавказцу. Хотя кто-то из друзей засомневался, Бурбеджалов буквально забежал на столб.

С. Б. Бурбеждалов всегда старался все острые вопросы решать спокойно, справедливо, и потому многие конфликты удавалось тушить в самом начале. Например, в г. Казани, где он был в командировке с другом, однажды возникла конфликтная ситуация с местными, их было человек десять. Бурбеджалову удалось перевести спор в спортивную плоскость – в борьбу на руках (армреслинг), где все местные были им побеждены. Таким образом, ситуация была разрешена. Примечателен случай, характеризующий Бурбеджалова С. Б. Как-то, еще до службы в армии, на «буграх» ему пришлось драться с целой толпой, и он не сдался, бился до конца, хотя был один. После армии дело было доведено до логического завершения. С. Б. Бурбеджалов – один из тех сильных, мужественных людей, настоящих мужчин, йосн залу, кто достойно отстаивает интересы своих друзей, своего края, защищает честь не только личную, но и национальную.

Стиль «уличный бой» отличает, скажем, от бокса и других спортивных единоборств, даже боев без правил в восьмиугольнике, то, что здесь отсутствуют судья, врачи. Реальный бой, результат которого заранее не известен никому, происходит в любую погоду, в любое время суток, в каком угодно месте, без скидок на разницу в весе, возрасте и даже – принадлежности к полу. Никакого свистка, никаких правил, только победа или поражение, которое иногда может означать смерть. На личном опыте я знаю, что уличные бойцы в поединках используют очень «грязные» приемы, их мастерство годами оттачивается в реальных схватках. Как правило, они отлично подготовлены не только физически, но и морально. Обычно мастера «уличного боя» становятся во главе неформальных объединений, уличных группировок, поэтому стоит повнимательнее рассмотреть этот феномен.

Формирование уличной группировки происходит по принципу принадлежности к определенному месту жительства. Возглавляет ее яркий, харизматический лидер, способный ставить задачи и решать проблемы. Для современной уличной группировки характерно более тесное слияние с уголовной средой (вот где откликнулась печальная знаменитая 206-я статья УК), с ее традицией, «понятиями», о чем было сказано ранее, и как следствие, решение многих конфликтных ситуаций с более тяжкими последствиями. Отсюда – увеличение числа представителей нашей нации, осужденных за злостное хулиганство и другие преступления. Не забудем, что в такие группировки входят также и девушки. Какое воспитание они смогут дать своим детям?

А теперь давайте рассмотрим собирательный портрет лидера современной молодежной группировки и методы, применяемые в этих сообществах. Прежде чем прийти к лидерству, такой человек проходит почти все ступени иерархической лестницы. Сначала бегает на побегушках, выполняя мелкие поручения «старших». Постепенно, по мере взросления, расширяется круг задач, а также и круг зависимых от него людей. Методы, применяемые для завоевания авторитета, в основном, физического характера. Естественно, личное мужество и храбрость при этом обязательно должны присутствовать. В многочисленных потасовках, частом, ежедневном общении со «старшими», с уголовным элементом, приводах в милицию приходит опыт, столь необходимый для приобретения качества лидера, и наступает момент, когда он, наконец, становится главой, вожаком.

В настоящее время, как и ранее, по-прежнему происходят различные столкновения между группировками. И всегда среди них есть такие, которые более организованны, дисциплинированны, подготовлены. Можно описать многие нюансы жизни городских группировок, так сказать «подноготную», но мы ограничимся лишь несколькими, имеющими отношение к «уличному бою». Например: по «вражеской» территории идет группа ребят и попадает в поле зрения своих «соперников». Естественно, те гурьбой бросаются в атаку: ведь добыча такая легкая, и – очень быстро попадают в засаду, где их ждет готовая к схватке группировка, вооруженная до зубов подручными средствами: кирпичами, бутылками с горючей смесью, арматурой, штакетниками и холодным оружием. Ну а результат боя уже предугадать нетрудно. Это очень характерный эпизод, говорящий о том, что в современной молодежной группировке существует отход от традиционных методов решения конфликта, т. е. потасовки один на один. Сейчас применяется нападение группой или толпой. Объяснить это трусостью или требованиями современного времени трудно.

Другим, «интересным» с точки зрения улицы, делом, является «наказание» своих отступников или лидеров других группировок. Конечно, методов много, но мы здесь рассмотрим один. Массовые гуляния. По площади идет группа ребят с девчонками. Они окружают свою жертву, продолжая имитировать веселье. Потом следует несколько ударов холодным оружием, обычно, в нижние конечности и группа быстро и организованно уходит. Эти и многие другие приемы существуют в арсенале современных молодежных группировок. Это не выдумки, это есть на самом деле, и делать вид, что ничего не происходит, мы не должны. Ситуация гораздо острее и опаснее, чем кажется. Группировки – это по сути «военные», хорошо дисциплинированные и крепко сколоченные образования, цели и задачи которых идут вразрез с общественными. Справедливости ради, нельзя не признать личного мужества многих членов уличных группировок (улица умеет жестко воспитывать), в которых играет высокий боевой дух предков. Члены уличных группировок – они ведь тоже – наши дети, только в отличие от других, им гораздо меньше достается родительской ласки, участия и внимания. Именно поэтому они попадают на «улицу», а этот путь ведет в тупик, в бездну. Конечно, намного выиграло бы и общество, и они сами, если бы их энергию, напористость, характер можно было направить в правильное русло. Тогда бы, несомненно, мы имели огромное количество ярких личностей, знаменитых спортсменов, чемпионов страны, Европы, мира, Олимпийских игр, настоящих мастеров боевых искусств.

 

< предыдущая > < содержание > < следующая >
Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz