ГЛАВА 3

Национальный дух – основа основ

Познанье прошлого дает
Понять нам будущего дали.
Прошедшие и нынешние дни –
Две стороны одной медали.
Фунакоши Гитин

Его святейшество Далай-лама XIV в числе четырех основных человеческих качеств называет также решительность. Казалось бы, что принципы самой гуманной, миролюбивой и древнейшей из мировых религий – буддизма – подразумевают нечто совсем противоположное, так как решительность, в известной мере, означает жесткость. Однако, если вдуматься, становится ясно, что решительность действительно необходима людям, идущим по пути Истины. На пути к Просветлению нас подстерегает множество искушений и преград и, чтобы суметь преодолеть их и не поддаться соблазну, жизненно необходима именно решительность (воля). Воля вдвойне необходима тем, кто избрал для себя путь боевых искусств, путь воина.

Величайший мастер боевых искусств, знаменитый фехтовальщик, истинный самурай, «Святой Меча» Миямото Мусаси (1584–1645 гг. ), участвовавший в сотнях смертельных поединков и ни разу не познавший поражения, в своих наставлениях пишет: «Путь воина есть решительное, окончательное и абсолютное принятие смерти, тщательное соблюдение кодекса Бусидо. Самурай обязан следовать Пути воина. Под Путем воина следует понимать смерть. Он означает стремление к гибели всегда, когда есть выбор между жизнью и смертью. И ничего более. Это значит прозревать вещи, зная, на что идешь. В смерти нет стыда. Смерть – самое важное обстоятельство в жизни воина. Если ты живешь, свыкнувшись с мыслью о возможной гибели и решившись на нее, если думаешь о себе как о мертвом, слившись с идеей Пути воина, то можешь быть уверен, что сумеешь пройти по жизни так, что любая неудача станет невозможной и ты исполнишь свои обязанности как должно».

Понятно, что эти мысли были изречены в то суровое время, когда человеческая жизнь подвергалась постоянной опасности и для того, чтобы выжить, необходимо было мастерское владение оружием. Наступили иные времена, и сегодня нет нужды доказывать свое право на жизнь с помощью меча. Стоит, однако, заметить, что речь сейчас идет не о технической стороне дела, ибо не сильная техника, но сильный дух обеспечивает победу. Сменяются эпохи, люди вооружаются более опасным оружием, но всегда, пока человек будет оставаться человеком, ему нужны будут сильная воля и высокий моральный дух.

Воля и дух – это не абстрактные понятия, они тоже нуждаются в ежедневной тренировке, а значит, их тоже можно развивать, укреплять, закаливать.

Как известно, человек – существо социальное, он может жить и развиваться лишь при необходимых социальных условиях. Иными словами, человек и общество (т. е. сообщество людей) живут по закону сообщающихся сосудов, находясь в постоянной и тесной взаимосвязи. Причем общество, особенно в начале человеческой жизни, оказывает решающее влияние на человека, которое он затем чувствует на протяжении всей своей жизни. Отсюда понятна особая важность, предъявляемая нормам общественной морали, нравам, царящим в обществе, состоянию национального духа, отличающее представителей данного общества или народа. Мировой опыт показывает, что всякий народ может сделать качественный скачок в своем историческом развитии лишь при наличии у него высокого национального самосознания. А национальное самосознание напрямую зависит от состояния национального духа. Возникает закономерный вопрос: на каком уровне находится сейчас наше национальное самосознание и наш национальный дух, да и вообще имеют ли они место быть? В ответ кто-то усмехнется, кто-то вздохнет, кто-то возмутится, а кто-то и призадумается. Национальное самосознание и национальный дух очень близки и взаимосвязаны, но, если вдуматься, это все же очень разные вещи. Национальное самосознание россиян, в том числе и нас – калмыков, находится на весьма низком уровне. Именно здесь – в низком уровне национального самосознания – корень многих наших бед, истинные причины многих наших проблем.

Вспомним последний чемпионат мира по футболу, проходивший в Южной Корее и в Японии. Известно, что спорт, в частности футбол, давно стал объектом мировой политики: бойкот Московской олимпиады, ответная реакция СССР во время Олимпиады в Лэйк-Плэсиде – красноречивые тому подтверждения. Если нужен свежий пример, можно вспомнить скандалы последних зимних Олимпийских игр. Так вот, на чемпионате мира перед началом футбольного матча, как обычно, звучат национальные гимны. Лица спортсменов в этот момент собранно суровы, все спортсмены с воодушевлением поют слова родного гимна – лишь наши футболисты молчат как рыбы. И гимн родной есть, есть слова и музыка, утвержденные на самом верху, да только никому он (гимн) не нужен. О каком психологическом настрое на победу здесь может идти речь? Неудивительно, что мы с позором «пролетели», сдались без боя. А японцы и корейцы, хотя и были новичками, показали себя с самой лучшей стороны. Вот что значит высокий национальный дух! Впрочем, национальный дух россиян выплеснулся после матча Япония – Россия, где наши как известно, проиграли. Тысячи людей, наблюдавших этот матч в Москве на гигантском экране, стали проявлять свое недовольство игрой своей команды в хулиганских действиях, демонстрируя низкое национальное самосознание и «высокий» национальный дух.

Что же касается нас, калмыков, то у нас, как уже было отмечено, национальное самосознание находится чуть выше нулевой отметки. О каком национальном самосознании может идти речь, если мы практически потеряли родной язык и наша молодежь, наши дети изучают родной язык в учебных заведениях как иностранный. Поэтому считаю очень важной, нужной и своевременной мерой введение обязательного государственного экзамена по родному языку в выпускном классе школы. Это резко повышает статус учителя калмыцкого языка, изменяет отношение всех – и детей, и учителей, и родителей – к самому предмету и, что еще важно, к языку. Я помню, что каких-то двадцать лет назад в Элисте коренное население стеснялось изъясняться на родном языке, петь свои песни, танцевать свои танцы. Сейчас ситуация кардинально изменилась: и говорят, и поют, и танцуют – и никому от этого плохо не стало. Значит, это – нормально.

В 1962 году, как известно, в Калмыкии были закрыты (по указке Центра) последние национальные классы. Понадобилось тридцать лет (а это были годы невосполнимых потерь, потерянных поколений), чтобы ситуация изменилась к лучшему. И если в 1996 году в республике было 24 национальных класса, в 2001 году – 191, то в 2003 году – 227!

Динамика впечатляет, но успокаиваться еще рано. В этом плане предстоит еще большая работа. И все же хочется низко поклониться нашим учителям калмыцкого языка, тем, кто без громких, пафосных слов делают великое дело общенациональной значимости и важности. По существу, на их плечи возложена задача огромной трудности – возрождение родного языка. Для нашего народа на сегодня это – задача номер один.

Другая проблема, которая очень остра и актуальна для всей России, а для нашей маленькой республики особенно,– демографическая ситуация. Известно, что население России ежегодно сокращается на один миллион человек. Можно подумать, что у нас идет настоящая широкомасштабная война и, видимо, она действительно идет, коль скоро потери выражаются в шестизначных цифрах. Если такое положение вызывает вполне понятную тревогу и озабоченность у 150-миллионной России, то что можно сказать об этносах, численность которых на три порядка ниже? Здесь надобно давно кричать «караул!». Хотя криком тут, конечно же, не поможешь: нужна конкретная, жесткая, целенаправленная государственная политика. Федеральному Центру сегодня в этом, как и во многих других не менее острых вопросах, что называется, не до нас. Поэтому этот животрепещущий вопрос мы должны рассматривать и решать сами на местном, республиканском уровне.

Поезжайте в любое калмыцкое село, поговорите с местными жителями, и они вам наверняка скажут, что почти половина мужчин их села в возрасте от 25 лет и выше, как правило, или не женаты, или же разведены. А это значит, что у нас имеется ровно такое же количество одиноких женщин детородного возраста, которые либо в одиночку воспитывают ребенка (ясно, что это неполноценное воспитание), либо вообще не имеют детей. Как и чем можно объяснить такое вопиющее положение вещей? Кто, какой орган в нашей республике конкретно отслеживает и контролирует этот важнейший процесс? Где кроются причины? Что можно и должно сделать? Поиск ответов вновь приводит нас к историческому прошлому.

Рассмотрим, хотя бы схематично, традиционный воспитательный процесс в обычной калмыцкой семье. В прежние времена калмыцкая семья была многоукладной, в ней вместе жили представители нескольких поколений. Близкие кровные родственники составляли хотон – небольшое поселение. Родители жениха при активном участии родственников тщательно выбирали девушку в жены для своего сына. Иногда это делалось в очень юном возрасте жениха и невесты. Вспомним классический пример сватовства Темучина – будущего Чингисхана – с его невестой Борте, которые были сосватаны, когда им обоим не было еще и десяти лет. Материальная сторона при этом была не главной: толга менд бяяхля – токуг, шиврлг олдх. (есть голова – найдутся и украшения к ней – калм. пословица). При выборе невесты обязательно учитывался тохм – генеалогическое древо до седьмого колена. Это было нужно для появления здорового потомства. Таким образом, калмыки серьезно готовились к рождению детей начиная с момента выбора невесты. Рождение ребенка выливалось в настоящий праздник. При рождении мальчика обычно салютовали выстрелами вверх из ружья.

В воспитании детей, особенно на первом этапе, большую роль играли родители отца ребенка: аав – дед, ээдже – бабушка. Они имели больше свободного времени для передачи ребенку основ многовековых традиций национального этикета, элементов эстетики. В ход здесь шли и фольклор (сказки, сказания, легенды, мифы, пословицы и поговорки), ут-дун (протяжная народная песня), загадки, головоломки (нярн-шиндже), история рода (каждый калмык был обязан знать свою родословную до девятого колена) и т. д. Конечно же, важнейшую роль играл личный пример старших, их повседневное поведение, которое, главным образом, определял существующий бытовой уклад. Простой пример: когда глава семьи после отсутствия приезжал домой, то все домочадцы с подачи бабушки (матери) загодя готовились к встрече и это становилось целым событием. Роль мужчины как главы семьи, а иногда и рода, была значимой и важной. Ээдже ненавязчиво, но постоянно наставляла мальчиков во всем помогать (подражать) отцу, а девочек – матери. Разумеется, это повышало статус родителей в глазах детей. Отец всегда очень серьезно относился к своему сыну: с пяти лет мальчик уже не считался ребенком, в четыре года его обычно сажали в седло. Он воспитывался на каждодневном примере своего отца и все свободное время проводил рядом с ним. Таким естественным образом обеспечивалась беспрерывная связь поколений и сохранялась живая традиция. Глава семьи очень серьезно относился к получению сыном образования: к учебе (в хурульной школе) допускались лишь самые способные. Основополагающим в традиционном воспитании было то, чтобы ребенок вырос хорошо приспособленным к реалиям жизни, был защитником и кормильцем семьи, прославлял свой род. В традиционном калмыцком благопожелании – йоряле по случаю рождения мальчика, всегда главенствует мысль, чтобы сын прославлял имя своего отца и Калмыкии (эцкиинь, Хальмг Тангчиинь нер дуудлх). Становление личности мужчины начиналось с самого момента его рождения и продолжалось до женитьбы. Не случайно калмыки говорили о молодом человеке, вступившем в брак, «кюн болв» – стал человеком. Уважаемым и почитаемым среди калмыков был не тот мужчина, который кичился своей силой и богатством, а тот, который славился своим умом и справедливостью, был надежной опорой для семьи и рода. Именно такого человека называли йосн залу – настоящий мужчина.

В наше время, когда совершенно с иных позиций осмысливаются история народа и национальные традиции, было бы в высшей степени целесообразным использование испытанного веками опыта предков в воспитании подрастающей смены.

А теперь посмотрим, как протекает воспитательный процесс в современной семье. Его характеризуют:

– большая загруженность учебой;
– чрезмерное увлечение компьютерной техникой, причем дети отдают предпочтение не познавательным, а игровым программам;
– малоподвижный образ жизни, что приводит к различным дыхательным и сердечно-сосудистым заболеваниям, нарушениям опорно-двигательного аппарата, близорукости, сколиозу и т. д.

Происходит дисгармония интеллектуального и физического развития, и это вредно сказывается на всестороннем развитии детей. Стоит заметить, что в математической школе-интернате для особо одаренных детей при МГУ уделяется особое внимание физической подготовке учащихся. Они в обязательном порядке проводят в спортзале по 4 часа ежедневно. Инструкторы строго следят за выполнением нормативов. Здоровье этих детей не может вызывать беспокойство, так как они получают вместе с прекрасным образованием и хорошую физическую закалку на всю жизнь. Кстати, в развитых странах мира это является нормой.

Конечно же, воспитание не должно быть самоцелью, оно должно помочь молодым людям, только вступающим в самостоятельную жизнь, избегать неправильных поступков и решений и сегодня, и в будущем. Однако для этого требуется ежедневный, неприметный, но очень важный родительский труд. Воспитателями в современной семье в отличие от прежних лет являются именно родители, а не бабушки и дедушки. А это имеет свои негативные последствия, так как сами родители – люди еще довольно молодого возраста и не имеют достаточного жизненного опыта. К тому же они испытывают дефицит времени на воспитание ребенка, так как оба работают. И очень часто с самого раннего возраста начинают уступать, а точнее потакать капризам своих детей, тем самым с детских лет закладывая фундамент эгоизма. Поэтому в большинстве семей сегодня отсутствует традиционное воспитание и не приходится удивляться тому, что многие молодые люди не умеют правильно вести себя в обществе, не уважают старших и даже грубят им. Кто-то может сказать, что это – издержки цивилизации, но это ошибочное мнение. Пример Японии, Китая, Кореи доказывает, что достижения современной цивилизации вполне возможно обогатить и облагородить многовековыми национальными традициями и это дает прекрасные плоды.

Когда-то, еще до революции, случилась такая история. Молодой человек, физически очень сильный, не хотел подчиняться общепринятым правилам. Он мог где ему заблагорассудится поставить свои сети, чтобы наловить рыбу, полностью игнорировал интересы окружающих, задирался, хулиганил, и от него не было спасу никому. Отца у него не было, а мать он не слушал. Выведенные из себя его бесконечными хамством и грубостью, отчаявшиеся люди обратились с жалобой на него к зайсангу, который сделал ему внушение. Однако спустя короткое время грубиян снова стал вести себя по-старому. Тогда зайсанг приказал схватить этого молодца, привязать к колесу арбы, рассечь топором грудь, вырвать сердце, разрубить его на куски и бросить на съедение собакам, что и было в точности исполнено. «Сердце неверного человека, позабывшего про стыд и честь, преступившего традиции, сердце человека, от которого отказались родственники, не нужно никому: ни ему самому, ни его семье и тем более не нужно роду» – сказал зайсанг. Разумеется, весть об этом разнеслась широко по степи. Прослышавшие про такое татары, которые жили рядом, притащили на суд к зайсангу своего соплеменника, который вел себя еще хуже, чем казненный. Поскольку он был человеком другой веры, то зайсанг принял решение не проливать кровь и подсудимый был утоплен в луже. Эти реальные события говорят не только о непререкаемом авторитете степной аристократии и жестокой неотвратимости «законов степи», но и о всеобщем понимании важности и необходимости их строгого соблюдения. Честно признаемся, разве нет и сегодня среди нас таких людей, кого надобно бы волоком тащить на суд к зайсангу?

Еще одна проблема, которую можно заметить невооруженным глазом,– это избыточный вес многих наших сограждан и мужского пола, и женского. Не так уж давно, в первой трети XX века, не говоря уже о более раннем периоде, все калмыки имели вес близкий к идеальному.

Попробуйте полдня проскакать на лошади, имея избыточный вес,– никакая лошадь и тем более никакой такой всадник не выдержат этой пытки. Мы, потомки кочевников – скотоводов, генетически предрасположены к постоянному движению. Сама природа создала нас не для долгого сидения на месте и уж тем более лежания на диване. Современная действительность лишила многих из нас возможности много и постоянно двигаться, что сразу же не самым лучшим образом отразилось на нашем внешнем облике. Это говорит о том, что у многих имеются проблемы со здоровьем. Здесь нам помочь не в силах никакие широко рекламируемые средства для похудения. Каждый должен потрудиться сам точно так же, как он или она работают с ложкой, только более настойчиво и активно: вес уже набран и сам по себе не сойдет никогда. Так как сбрасывание лишнего веса требует больших физических и волевых усилий, то нам трудно себя заставить заниматься. И в оправдание себя мы находим тысячи причин: с завтрашнего дня начну, или сегодня чей-то день рождения, или сегодня хорошая передача на ТВ (фильм) и хочется посмотреть, или – устал и хочется отдохнуть, или просто хочется поспать. Но ведь сколько бы мы ни находили оправдательных причин, пусть даже объективных, дело не стронется с места. Лично я делаю так: как бы ни устал или какие бы дела у меня ни были, знаю, что обязательно надо пробежать и потренироваться. Пусть это будет глубокая ночь или обеденный перерыв – не важно. Важно то, что я заставляю себя это делать и одерживаю еще одну победу над собой. Просто надо понять, что никто и ничто нам не поможет, кроме нас самих. Поскольку вы принимали пищу (физическое явление) и таким образом набрали лишний вес, так физическими упражнениями и надо от него избавляться. Что интересно, этот проклятый вес очень быстро набирается и очень медленно уходит. Так что в любом случае надо набраться терпения и методично заниматься, порою на это уходят годы. Очень важно понять, что эти занятия принесут вам только пользу. Как говорит ветеран-физкультурник активный сторонник здорового образа жизни Н. У. Замбаев: «Заставить себя заниматься после 30-ти лет – это воля, после 40 – это мужество, после 50-ти – это подвиг, а после 60-ти – это чудо». Нужно собрать в кулак всю свою волю, чтобы мужественно совершать ежедневный подвиг, который с каждым сотворит чудо.

Что касается приема пищи, то в идеальном случае лучше соблюдать диету, но это, в силу разных причин, обычно, не получается. В этом случае важно не переедать и не есть на ночь. А если переели, то лучшее лекарство, опять же, занятия физической культурой. Правда, не сразу, а через определенный промежуток времени после приема пищи. И уж если вы стали заниматься, то это надо ввести в систему, а иначе просто нет смысла, только потеряете время.

Чем могут помочь государственные или общественные органы? Создать необходимые условия для массовых занятий физкультурой: строительство стадионов, плавательных бассейнов, открытых спортплощадок и т. д. Однако главное условие – это страстное желание самого человека вести здоровый образ жизни, который обязательно подразумевает постоянное занятие физкультурой. Обратимся еще раз к примеру Южной Кореи. Там рано утром или поздно вечером на свежем воздухе огромная масса людей занимается физическими упражнениями. Люди почтенного возраста делают медленные, плавные движения, а молодые – активно разминаются: растягиваются, бегают, отжимаются, прыгают и т. д. Что касается нас, россиян, то с сожалением приходится констатировать, что картина здесь совершенно противоположная: количество постоянно занимающихся физкультурой людей ничтожно мало по сравнению с остальным населением. А казалось бы, пора давно понять, что именно физическая культура дарит человеку самое ценное – здоровье. Ежедневные посильные физические нагрузки (пробежка, гимнастические упражнения и т. д. ) – и все: не надо никаких «волшебных» средств. Да и с экономической точки зрения гораздо выгоднее быть здоровым, чем тратить колоссальные финансовые средства на приобретение дорогостоящих лекарств, которые к тому же абсолютно не гарантируют полного выздоровления. Положительный эффект от этого многократно увеличивается, так как активные и регулярные занятия физкультурой являются прекрасным примером для детей. Можно не сомневаться, что дети с юных лет непременно возьмут на вооружение опыт старших и для них занятия физкультурой станут привычкой, а значит, они гарантированно избегут проблем со здоровьем, в том числе и «лишнего» веса.

< предыдущая > < содержание > < следующая >
Яндекс.Метрика
Сайт управляется системой uCoz